Проекты

Учебно-познавательная тропа «Ландшафты родного края»

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Инженеры будущего» в секции «Строительство, дизайн и архитектура» среди работ учащихся 10−11 классов

Направление работы: Инженерная экология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 2065
Предметы: Физика, Математика, Биология, Информатика, Экология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Инженеры будущего» 2020 года

Актуальность

В современном мире возрастает потребность в развитии экологического образования, поскольку в его задачи входят как локальные вопросы, ориентированные на сохранение биологического разнообразия и охрану окружающей среды, так и политические, направленные на предотвращение эскалации экологических кризисов. Основным направлением экологического образования является становление экологической культуры, проявляющейся в сознательном, бережном и внимательном отношении к здоровью окружающей среды. Одним из способов формирования экологической культуры является создание экологических троп.

Цель

Создание учебно-познавательной тропы «Ландшафты родного края» в окрестностях города Московский и её использование.

Задачи

  1. Проанализировать опыт создания учебно-познавательных троп.
  2. Разработать маршрут тропы с учётом разнообразия природных ландшафтов.
  3. Согласовать проект благоустройства территории с администрацией г. Московский.
  4. Разработать экскурсионный материал и метапредметные задания для формирования навыков исследовательской деятельности у школьников.

Оснащение и оборудование, использованное при создании работы

  • Для изучения местности: Ph-метр, люксметр, рулетки, нивелиры, теодолиты, тахеометры.
  • Для реализации проекта: гранитная крошка, древесная щепа, деревянные доски, геотекстиль, деревянные брусья (для создания фигур и указателей)

Описание

Изучив литературу, отражающую опыт создания учебно-познавательных троп, автором выявлены основные критерии для проектирования маршрута: наличие тропиночной сети, отдалённость от охраняемых видов, посещаемость местности. Кроме того, на выбор маршрута влияет разнообразие ландшафтов, доступность и безопасность в интересах посетителей. Территорией, удовлетворяющей критериям, является местность, расположенная между г. Московский и д. Мешково. Выделено 16 наиболее типичных площадок, на которых возможно наблюдение за природными процессами, явлениями и объектами. Для составления характеристики местности создана карта распределения охраняемых видов растений, животных и лишайников Красной книги г. Москвы (издание 2011г.), проведено геоботаническое описание площадей, определена 2–3-я стадия рекреационной дигрессии. Разработан маршрут, складывающийся из полукольцевого фрагмента, состоящего из 11 остановок, и линейного, состоящего из 12 остановок, общей протяжённостью 2,5 км. На протяжении всего маршрута можно наблюдать разнообразные природные сообщества: еловый, смешанный и широколиственный типы леса, пруд, пойменный луг, реку.

Проект представлен главе администрации и совету депутатов г. Московский. По плану закупок на 2019 год администрацией г. Московский были выделены средства на «выполнение работ по устройству экологической тропы между г. Московский и д. Мешково». Составлен перечень необходимого оборудования. Созданы макеты стендов с использованием QR-кодов для возможности получения быстрого доступа к дополнительной информации, резные деревянные фигуры животных, лавочки, кормушки. Для оформления дорожек использована гранитная крошка и древесная щепа. Установлены указатели, входные группы, малые архитектурные формы и информационные стенды. Разработаны тематические экскурсии для дошкольников, учащихся младшего и среднего звена, а также их технологические карты. Основываясь на исследованиях пойменного луга, разработаны метапредметные задания для учащихся физико-математических и химико-биологических старших классов. Разработан мастер-класс «Статистические исследования для экологического мониторинга» для учеников с углублённым изучением математики. Мастер-класс проведён в классах, которые участвуют в проекте «Инженерный класс в московской школе». Совместно с ГБУ «Мосволонтёр» ведётся подготовка 16 экскурсоводов. Проведены 3 пробные экскурсии для подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения, 2-х и 7-х классов.

Результаты работы/выводы

Выявлены основные критерии, необходимые для выбора маршрута. Разработан маршрут тропы общей протяжённостью 2,5 км. Проект реализован администрацией г. Московский. Проведены пробные экскурсии и апробированы индивидуальные задания для учащихся профильных классов.

Тропа пользуется популярностью у местного населения (посещение территории увеличилась с 90 человек в сутки до 320).

Перспективы использования результатов работы

Установление сотрудничества с волонтёрскими организациями для возможности проведения экологических акций на территории. Продолжение маршрута тропы через Шаляпинский родник до деревни Мешково. Создание буклета о тропе «Ландшафты родного края», особенностях окрестных экосистем и редких видов.

Сотрудничество с вузом/учреждением при создании работы

РТУ МИРЭА.

Награды/достижения

Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся «ОТЕЧЕСТВО», 2020 – победитель.

Мнение автора

«Благодаря проекту «Инженерный класс в московской школе», за 2 года я смогла реализовать экологический проект, поскольку в школе изучала моделирование и геодезию. Создала макеты архитектурных элементов, разработала маршрут. Благодаря урокам программирования, я смогла создать сайт тропы. Инженерный класс помог реализовать проект в полном объёме.»