Проекты*

Система мониторинга нарушений ПДД детьми и подростками

Работа победителя открытой городской научно-практической конференции «Инженеры будущего» в секции «Умная школа» среди работ учащихся 10−11 классов

Направление работы: Социальный инжиниринг
Авторы работы: ГБОУ Школа № 950
Предметы: Информатика
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Инженеры будущего» 18−20 апреля 2019 года

Актуальность

Резкое возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов порождает множество проблем, среди которых детский дорожно-транспортный травматизм (ДДТТ) является одной из актуальных. 
В целях профилактики проблемы применяются следующие комплексные меры: проведение различных профилактических мероприятий, обучение детей ПДД на уроках, создание отрядов ЮИД, разработка безопасных маршрутных листов «Школа-Дом» и др. Проект предлагает автоматизированную систему мониторинга некоторых видов нарушений ПДД пешеходами, не имеющую аналогов и направленную на повышение уровня и эффективности мер по предупреждению ДДТТ.

Цель

Создание мобильного приложения с системой оповещения для мониторинга местонахождения обучающихся в зонах, проход по которым запрещён правилами дорожного движения.

Описание

Разработка приложения была осуществлена с использованием оболочки программирования App Inventor и включала в себя создание интерфейса, карты с объектами, программ, автоматически запускающих приложение, таймера отсчёта, активирующих раздражающий звуковой сигнал и создающих отчёты.

На поверхность бесплатной карты OpenStreetMap был нанесён новый слой информации о дорогах района «Отрадное» с учётом дорожных знаков и пешеходных переходов. С помощью датчика GPS с высокой точностью отслеживалось местонахождение ученика, и, если оно совпадало с картой опасных зон, проход по которым запрещён правилами дорожного движения, срабатывала система оповещения родителей о правонарушении. При этом на электронную почту, указанную в настройках приложения, в тот же момент приходило письмо с указанием местоположения правонарушения.

Если обучающийся пришёл в школу без нарушений ПДД, родители также узнают об этом из автоматического электронного письма. Для автоматизации режимов работы приложение отслеживает доступные сети WiFi и с помощью этой функции определяет, где в данный момент находится обучающийся, например, дома, в школе, на улице или в общественном транспорте, что позволило исключить ложные срабатывания приложения.

Разработанное мобильное приложение также позволяет собирать координаты местоположения нарушений ПДД и на их основе создавать карту «опасных зон» – мест с наиболее частыми нарушениями правил дорожного движения. Оно может стать полезным для администрации школ, сотрудников ГИБДД и родителей в целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Результат

65 % учащихся, участвовавших в проекте, за две недели ни разу не нарушили правила дорожного движения во время использования приложения. Проведённый опрос испытуемой группы показал, что приложение заставляло их более осмысленно переходить дорогу и мотивировало на положительный результат прохождения.

Оснащение и оборудование

Персональный компьютер, мобильный телефон на базе iос, Android.

Перспективы использования результатов работы

  • улучшение функционала и дизайна программы;
  • интеграция с образовательным проектом «Московская электронная школа»;
  • разработка индивидуальных безопасных маршрутов «Школа – дом»;
  • расширение зоны действия мобильного приложения;
  • увеличение количества тестируемых групп для более детального анализа работы приложения.

Награды/достижения

  • Региональный (городской) конкурс молодёжных исследовательских и проектных работ «Транспорт будущего» – победители.
  • Всероссийский конкурс молодёжных исследовательских и проектных работ «Транспорт будущего» – диплом I степени.
  • Московский городской конкурс проектов – победители городского этапа.
  • III конкурс исследовательских и проектных работ «Мегаполис XXI века – город для жизни» – диплом II степени.

Особое мнение

«В работу вложено много сил, и есть куда развиваться дальше. На базе инженерного класса есть необходимые ресурсы для дальнейшего развития проекта и создания новых. Инженерные классы нужны, а конференции позволяют обменяться опытом. Благодарим организаторов за предоставленную возможность участия в таком интересном мероприятии!»