Проекты*

Пособие «Круговорот воды в природе» для слабовидящих детей

Работа призёров открытой городской научно-практической конференции «Инженеры будущего» по направлению «Инженеры» в секции «3D-моделирование, 3D-печать и VR/AR-технологии» среди работ учащихся 10–11 классов

Направление работы: 3D-моделирование, 3D-печать
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1561
Предметы: Физика, Информатика, Технология
Классы: 11 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Инженеры будущего» по направлению «Инженеры» 2022 года

Актуальность

Особенным детям необходимы особенные учебные пособия. Для детей с ограниченными возможностями по зрению (далее – ОВЗ) пособия должны быть прочными, не распадаться при переворачивании, иметь тактильную поверхность, контрастные цвета. Большинство обычных учебных пособий для таких детей не подходит.

Цель

Создать учебное пособие для изучения детьми с ограниченными возможностями по зрению природного процесса «Круговорот воды в природе».

Задачи

  1. Проанализировать существующие аналоги.
  2. Изучить особенности восприятия у людей с ограниченными возможностями по зрению.
  3. Моделировать составные части конструктора в программе Autodesk Fusion 360.
  4. Напечатать и собрать учебное пособие.
  5. Использовать пособие во время обучения детей с ограниченными возможностями по здоровью, исправить неточности в пособии.
  6. Внести изменения, подготовить конечный продукт.
  7. Разработать упаковку для пособия и написать руководство по эксплуатации.

Оснащение и оборудование, использованное при создании работы

  • 3D-принтер
  • ЧПУ-станок
  • Персональный компьютер с установленным ПО (Autodesk Fusion 360)

Описание

Во время работы над проектом авторы изучили рынок имеющихся учебных пособий для данной категории детей, познакомились с особенностями восприятия цвета детьми с ограниченными возможностями по зрению.

Далее авторы выбрали тему проекта и разработали свои идеи по его реализации, подобрали материал и оценили примерную себестоимость. На следующем этапе были подобраны цвета и примерные размеры композиционных фрагментов пособия, выполнено моделирование составных частей пособия в программе Autodesk Fusion 360.

Далее разработанные модели фрагментов распечатали на 3D-принтере и ЧПУ-станке. Приступили к разработке инструкции по работе с подготовленным учебным пособием. Данное пособие рекомендуется к использованию учителями и родителями.

На следующем этапе авторы подготовили вариант пособия для его апробации во время занятий с детьми с ограниченными возможностями по здоровью. Выявленные неточности исправили и подготовили конечный вариант пособия. Разработали упаковочную версию.

Проект в виде лабиринта создан для изучения процесса круговорота воды в природе слабовидящими детьми методом тактильного изучения.

Пособие демонстрирует три вида круговорота: через дождь, через снег и через грунтовые воды. Детали имеют специально подобранный цвет, определяемый людьми с дефектами зрения, и характерную поверхность. Например, гора имеет шероховатую поверхность, характеризующую землю или песок, озеро – гладкую поверхность, облака выполнены из мягкой губки, а туча – из жёсткой губки. Также некоторые элементы озвучены или светятся.

Все цели и задачи проекта выполнены.

Результаты работы/выводы

Все детали являются безопасными в использовании, не имеют острых углов и изготовлены из безопасного материала.

В комплект входит:

  • подставка, позволяющая обеспечить устойчивую вертикальную поверхность;
  • руководство по использованию, содержащее понятную инструкцию для взрослых и интересную сказку с заданиями;
  • упаковку, которая обеспечит комфортное хранение и использование лабиринта.

Пособие помогает не только слабовидящим детям, но и учителям и родителям.

Проект прошёл этап апробации в школе и детском саду в группе детей с ОВЗ по зрению, вызвал радостные эмоции детей и получил положительные отзывы педагогов.

Перспективы использования результатов работы

Для реализации продукта авторы планируют участвовать в грантовых конкурсах, для того чтобы обеспечить поставки пособия в социальные организации.

Награды/достижения

3D Бум Junior – победитель (2 место);

Чемпионат предпринимательских идей «Business Skills» – победитель (1место)

Мнение автора

«Мы считаем, что нам удалось осуществить идею проекта. Мы сделали пособие, которое уже используется в различных учреждениях для слабовидящих детей и помогает изучать природный процесс в интересной форме.

Городской образовательный проект «Инженерный класс в московской школе» помог осуществить нам всю техническую часть в ИТ-полигоне нашей школы, мы изучили множество сред для моделирования, а также разобрались в устройстве и использовании 3D-принтера и ЧПУ-станка.

Открытая городская научно-практическая конференция «Инженеры будущего» помогла представить наш проект широкой общественности, на конференции мы послушали важные комментарии жюри по усовершенствованию нашего проекта, а также увидели множество заинтересованных людей, которые по достоинству оценили нашу разработку»