Проекты*

Создание учебного пособия «Интерактивный музей следов зверей и птиц»

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Инженеры будущего» по направлению «Инженеры» в секции «3D-моделирование, 3D-печать и VR/AR-технологии» среди работ учащихся 10–11 классов

Направление работы: 3D-моделирование, 3D-печать
Авторы работы: ГБОУ Школа № 185
Предметы: Физика, Биология, Информатика, Технология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Инженеры будущего» по направлению «Инженеры» 2022 года

Актуальность

Принимая участие во «Всемирных инженерных играх» и в олимпиадах по технологии, автор анализировал рынок разрабатываемых 3D-моделей.

Анализ выявил небольшое количество учебных пособий для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе по зрению. Стоит отметить, что существуют зарубежные аналоги существующих учебных пособий, но стоимость их очень велика. Этот анализ помог автору выбрать тему проекта – создание набора по биологии с интерактивными элементами для изучения следов зверей и птиц для обучающихся, в т. ч. слабовидящих.

Цель

Создать наглядное интерактивное пособие по биологии с подписями шрифтом Брайля (согласно ГОСТ р 56832-2015) и QR-кодами для возможности обучения детей, в том числе с ограниченными возможностями по здоровью.

Задачи

  1. Изучение технологии разработки учебных пособий для детей с ограниченными возможностями по зрению.
  2. Выбор источника информации для подготовки учебного пособия.
  3. Подбор материала, безопасного для человека, для изготовления учебного пособия.
  4. Создание учебного пособия по биологии, одинаково информативного как для лиц с ограниченными возможностями по зрению, так и для учащихся без ограничений по здоровью.
  5. Проведение экспертизы учебного пособия специалистами, работающими с детьми с ограниченными возможностями по зрению.

Оснащение и оборудование, использованное при создании работы

  • Персональный компьютер с установленным ПО (Autodesk Fusion 360)
  • 3D-принтер Pikaco и PLA пластик
  • Экструдированный пенополистирол
  • Карандаш, краска, кисть
  • Трафарет, канцелярский нож
  • Эпоксидная смола
  • Магниты

Описание

Работа над проектом проходила в соответствии с поставленными задачами. На начальном этапе автор изучил учебные пособия для детей с ограниченными возможностями по зрению, а именно: технологию представления предметного материала в учебном пособии, шрифт Брайля, материал, из которого изготовлены пособия.

Затем автор приступил к выбору темы своего учебного пособия и подбору материала, из которого данное пособие будет изготавливаться. Пособие изготовлено из экологически чистого материала – биоразлагаемого пластика. Все отходы, полученные при производстве моделей, могут быть отправлены на последующую переработку и вовлекаться в новый производственный процесс, что позволяет сделать данное производство безотходным. Краска, использованная в проекте, имеет водоэмульсионную основу. Печать 3D-моделей осуществлялась на 3D-принтере, в процессе производства не происходило каких-либо испарений и выбросов вредных веществ. Весь цикл производства полностью экологичен.

Проект представлен красочным демонстрационным стендом из экструдированного пенополистирола, снабженным табличками с названиями животных, выполненных шрифтом Брайля (ГОСТ р  56832-2015), и QR-codes (с полным описанием животного), отпечатками следов, выполненными из экологически чистого PLA-пластика. Это учебное пособие можно использовать на уроках биологии и окружающего мира для более полного изучения мира зверей.

Проект не имеет аналогов в России, а от зарубежных аналогов отличается наиболее низкой себестоимостью (2 480,16) и учитывает индивидуальные особенности обучающегося.

Результаты работы/выводы

Цели и задачи, поставленные в проекте, выполнены. Учебное пособие, позволяющее преподавать биологию в игровой форме, в том числе и для слабовидящих детей, не имеет аналогов в России.

В дальнейшем автор предполагает передать пособие для тестирования школе-интернату № 2 САО в специализированные классы обучения детей с ограниченными возможностями по здоровью.

Перспективы использования результатов работы

Учебное пособие по биологии «Музей следов животных и птиц» может стать выгодным и простым решением в производстве пособий для обучения детей (вне зависимости от каких-либо ограничений) основам биологии.

Проект может помочь оперативно реагировать на потребности специализированных учебных заведений в обучающем процессе и обеспечить учеников, в том числе слабовидящих, раличными видами необходимымых учебных пособий с минимальными материальными затратами.

Данная идея будет полезна для учеников, посещающих кружки 3D-моделирования, так как позволит применить свои знания и старания в конкретном востребованном производстве.

Обучающий набор может быть дополнен отпечатками лап зверей и птиц, которые не вошли в первоначальный сборник, что позволит расширить программу обучения.

Награды/достижения

  1. Открытая городская научно-практическая конференция «Инженеры будущего» – призёр;
  2. Всероссийская олимпиада школьников по технологии в номинации «Техника, технологии и техническое творчество (региональный этап)» – призёр;
  3. Научно-технический конкурс учащихся «Открытый мир. Старт в науку» – призёр