Проекты*

Сравнительный анализ содержания «живых» лактобактерий в молочных продуктах на примере йогуртов различных производителей

Работа призёра конкурса проектов и исследований «Инженеры будущего» открытой городской научно-практической конференции «Инженеры будущего» в секции «IT в медицине, биомедицинские технологии, медицинское приборостроение, бионика» среди работ учащихся 10–11 классов

Направление работы: Инженеры
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1231
Предметы: Биология, Химия
Классы: 10 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Инженеры будущего» открытой городской научно-практической конференции «Инженеры будущего» 2021 года

Актуальность

Мы живём в век рекламы и распространения идей о правильном питании. Люди хотят разбираться в том, что они потребляют, стремятся понимать, что и как влияет на их организм, что полезно, а что вредно.

К сожалению, порой население не в полной мере информировано об истинном составе йогуртов, и не может быть уверенным в правдивости слов, написанных на упаковке. Поэтому очень важно иметь объективную информацию об истинном составе молочнокислых продуктов и их воздействии на человеческий организм. Этим и был обусловлен выбор темы исследования.

Цель

Провести сравнительный анализ на содержание «живых» лактобактерий в молочных продуктах на примере йогуртов различных производителей.

Задачи

  1. Отобрать для сравнительного анализа несколько образцов йогуртов различных производителей, на этикетках которых указано, что они содержат «живые» бактерии.
  2. Провести микробиологический анализ выбранных образцов на наличие молочнокислых бактерий.
  3. Сравнить полученные результаты с заявленным производителями составом йогурта.
  4. Сделать вывод о соответствии содержания продукции заявленному производителями составу.
  5. Дать рекомендации потребителям по использованию йогуртов, состав которых подтверждён экспериментально.

Оснащение и оборудование, использованное при создании работы

  • Питательная среда

Оборудование:

  • Биологический микроскоп, модель МБИ-1
  • Термостат марки BD 400 Binder
  • Автоклав
  • Химическая посуда
  • Чашки Петри

Описание

Бактериологический анализ включает в себя изучение культуральных и морфологических свойств бактериальных культур.

Методика изучения бактерий делится на три этапа:

1. Выделение бактерий из первоначальной пробы.

2. Высевание бактерий и выращивание чистой культуры, изучение её свойств.

3. Детальное исследование бактериальных клеток.

Практическая часть работы была выполнена в декабре 2020 – январе 2021 г. на базе технопарка «Альтаир» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «МИРЭА – Российский технологический университет». Для исследования были отобраны образцы йогуртов различных российских производителей, в составе которых производитель указывает содержание «живых» бактерий.

Для посева йогуртов автор использовал порошок агара с гидролизатом кукурузной муки (ГКМ), в состав порошка входят настой кукурузной муки 2 г/л и агар-агар 15 г/л. Используя метод выращивания бактерий в плотной питательной среде, автор подогрел полученный питательный раствор на электрической конфорке до кипения, чтобы уменьшить количество бактерий, затем остудил до 45–50°С.

Разведения проводятся в пробирках, заполненных 10 мл физиологического раствора. После посева чашки Петри помещают в термостат крышками вниз, чтобы конденсационная вода, образовавшаяся на крышке при застывании агара, не помешала получить изолированные колонии. Затем все образцы йогуртов были посеяны на питательные среды.

Для микроскопического анализа были приготовлены фиксированные препараты выращенных культур. На обезжиренное предметное стекло наносили каплю исследуемой культуры, распределяли на площади 4 см ×2 см и сушили на воздухе. Затем фиксировали над пламенем горелки. Окрашивали полученный препарат в течение 2 мин. карболовым генциановым или кристаллическим фиолетовым. Краситель смыли, не промывая. Потом нанесли на мазок раствор Люголя на 2 мин., после чего слили раствор.

Затем нанесли на мазок 96%-й этиловый спирт на 30–45 с. и быстро промыли водой. Окрашивали мазок водным раствором фуксина в течение 2 мин. Краситель слили, препарат промыли водой и высушили.

В результате было получено 4 вида (по числу образцов) фиксированных окрашенных препаратов с одинаковой окраской.

Результаты работы/выводы

  1. Микробиологический состав йогуртов «Actimel» «Виноград-персик-ананас без добавления сахара», производство АО «Данон Россия», «Растишка» «Питьевой йогурт земляника», производство АО «Данон Россия», «Bio Max» «Биойогурт персик», производство АО «ВБД», Россия, «Слобода» «Живой йогурт вишня», производство ОАО «ЭФКО» (Алексеевский филиал) соответствует заявленному производителями, количество лактобактерий не соответствует заявленному.
  2. Исследованные образцы йогуртов могут быть рекомендованы для употребления в качестве дополнительного источника живых молочнокислых бактерий и в качестве десерта.

Перспективы использования результатов работы

Кроме собственно йогурта, ничем не обогащённого, сделанного из закваски на основе болгарской палочки и термофильного стрептококка, государственный стандарт ввел понятие биойогурта. Автор планирует выполнить аналогичные исследования на контрольной группе биойогурта.

Сотрудничество с вузом/учреждением при создании работы

РТУ МИРЭА

Мнение автора о своей работе, проекте «Инженерный класс в московской школе», конференции «Инженеры будущего», пожелания

«Работа над проектом позволяет реализовать творческий потенциал, она является стартом в будущую научно-исследовательскую деятельность.

Выступление на научно-практических конференциях – отличный шанс получить бесценный опыт и понять перспективы развития проекта.