Проекты

Сценография. Создание декораций к школьному спектаклю «Король Лев»

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Инженеры будущего» в секции «Строительство, дизайн и архитектура» среди работ учащихся 10−11 классов

Направление работы: Дизайн, Архитектура, Сценография
Авторы работы: ГАОУ Школа № 548
Предметы: Архитектура, Дизайн
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Инженеры будущего» 2020 года

Актуальность

Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданием положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру. По этим причинам я, взяв на себя обязанности сценографа, в сотрудничестве с театральной студией «ХЛЕБЪ» и архитектурной студией «АРКА» школы № 548 Инженерного корпуса приступила к работе над созданием декораций к спектаклю-мюзиклу под названием «Король Лев».

Цель

Создание декораций и театральных масок для постановки школьного спектакля по одноименному классическому полнометражному мультфильму «Король Лев», которые создадут неповторимый облик сцены и актёров, отразят идеи режиссёра и стилистику спектакля.

Задачи
1. Знакомство с историей и развитием театральных декораций.
2. Изучение требований, предъявляемых к декорациям театра.
3. Знакомство с текстом и сценарием произведения, для которого изготавливаются декорации.
4. Разработка эскизов декораций-трансформеров.
5. Создание чертежей в программе AutoCad.
6. Визуализация в программе 3D MAX.
7. Разработка доступного для детей 5–9 классов способа архитектурного макетирования.
8. Разработка конструкций театральных масок с учётом возраста и способностей детей 5–9 классов.
9. Разработка конструкций каркаса животных.

Оснащение и оборудование, использованное при создании работы

  • Компьютер с установленными программами AutoCAD и 3D MAX
  • Деревянные конструкции (брус из сосны 50х50 мм, 40х40 мм)
  • Фанера 5 мм
  • Перфорированный крепёж для деревянных конструкций
  • Гофрокартон 3-слойный; 5-слойный
  • Пенокартон 3 мм; 5 мм; 10 мм
  • Материалы для макетирования и конструирования
  • Ткань
  • Акриловые краски, гуашь
  • Клей-пистолет, клей-пульверизатор
  • Декоративные материалы: тесьма, проволока, акриловые контуры

Описание

По задумке режиссёра, нужно было создать стилизованные маски, укреплённые над головой, чтобы одновременно видеть мимику актёров и лицо животного; плоских и объёмных животных в натуральную величину, деревья, кустарники, летающих птиц. Создать конструкцию скалы-трансформера для постоянно меняющихся сцен спектакля. Общая стилистика декораций и масок не должна копировать бродвейский аналог, а обладать авторскими особенностями и находками.

Для декораций и масок школьного спектакля-мюзикла «Король Лев» был выбран особенный стиль архитектурного макетирования – «Техника бумажной архитектуры». Она способствует развитию художественного объёмно-пространственного мышления и творческого воображения детей.

Для решения поставленных задач были разработаны эскизы и чертежи декорации-трансформера, каркаса слона, носорога, главных масок и утверждены самые удачные. Создана визуализация конструкции-трансформера в программе 3DMax и её чертежи в программе AutoCAD. Основная деревянная конструкция спроектирована так, чтобы она получилась уникальной и универсальной для использования в последующих постановках театра.

Определена технология изготовления каждого элемента декораций. Основными параметрами выбора технологий являлись:

- простота выполнения;

- доступность материала;

- эстетичность.

Созданные чертежи переданы в мастерскую для выполнения декораций в выбранной технике. Декорации проверены и подготовлены к выступлению.

Результаты работы/выводы

Для спектакля «Король Лев» спроектированы различные виды декораций:
По характеру конструкции:
- плоские (деревья, зебры, антилопы)
- объёмные (слон, носорог, жираф, кабан, быки, театральные маски (львов, львиц, гиен), шляпы с птицами, шляпы с травой).
По месту расположения в пространстве:
- одноплановые (скала прайда);
- многоплановые (скала гиен).
По мобильности конструкции:
- трансформеры (скала прайда, скала гиен, сцена джунглей).

Благодаря уникальным декорациям мюзикл получился переполненным положительной энергией и интереснейшими находками. Удалось выполнить все поставленные задачи. Львов играли дети в этнических костюмах со стилизованными масками над головой, позволяющими видеть одновременно и мимику актёра, и лицо животного. Маски удобно держались на голове, позволяя актерам свободно двигаться на сцене. Декорации постоянно менялись, саванна «жила». Разборная конструкция скалы позволяла в считанные секунды сменить зловещее ущелье на весёлые джунгли. Огромные куклы слона и носорога управлялись несколькими детьми сразу и приводили зрителей в восторг.
Цвета, свет, оригинальная музыка Элтона Джона и Тима Райса, хорошая игра, пение и движения актёров сплетались в единый эмоциональный поток, уносящий зрителей в хорошо знакомую сказку.

Перспективы использования результатов работы

Универсальная основная деревянная конструкция и уникальные театральные маски были спроектированы с учётом использования в последующих постановках театра.

Награды/достижения

Открытый конкурс исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж» по направлению дизайн – диплом победителя I степени.

Мнение автора

«Работа над проектом “Сценография. Создание декораций к школьному спектаклю «Король Лев»” привнесла в мою жизнь огромное количество полезной информации, интересных людей и открытий. Проект получился действительно очень необычным, красочным и масштабным. Благодаря уникальным декорациям и маскам спектакль-мюзикл под названием “Король Лев” получился переполненным интереснейшими находками и подарил зрителям море положительных эмоций и впечатлений. 

Я считаю, научно-исследовательская конференция «Инженеры будущего» –   отличный шанс для талантливых ребят проявить себя и получить профессиональную оценку своих навыков и знаний, а также прекрасная возможность получить дополнительные баллы для поступления в вузы  инженерного направления»