Проекты*

Приложение для детей младшего и среднего школьного возраста «Звук и Слово»

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Инженеры будущего» в секции «Инновации умного города. Умная школа» среди работ учащихся 10−11 классов

Направление работы: Программирование, Образовательная деятельность
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1080
Предметы: Информатика, Русский язык
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Инженеры будущего» 2020 года

Актуальность

Грамотная речь является основой коммуникации и достижения успеха в своей деятельности. Культура грамотной речи формируется с самого раннего детства, а в школе знания должны приобретать системный характер. В действительности же не все дети успешно справляются с изучением русского языка. Причинами этого могут служить шаблонность методов преподавания, отсутствие наглядности, формат, не подходящий для усваивания информации современными детьми, которые привыкли к работе с электронными устройствами.

Восполнить эти недостатки могло бы компьютерное приложение, которое не только помогало бы детям в выполнении заданий, но и преподносило нужную информацию в удобном игровом формате, повышало интерес ребёнка к изучению основополагающих тем русского языка и было бы простым в использовании.

Цель

Разработать компьютерное приложение, которое упрощает процесс выполнения школьных заданий по русскому языку, включающих в себя фонетический разбор, понимание структуры русской фонетики, морфологический разбор.

Оснащение и оборудование, использованное при создании работы

  • Программа Python 3.6
  • Среда разработки IDLE
  • Библиотека PyQt5 (набор библиотек для создания графического интерфейса)
  • Библиотека pymorphy2 (морфологический анализатор текста)
  • Библиотеки pyttsx3 (библиотеки преобразования текста в речь)

Описание

1. Были проанализированы источники информации по теме создания приложений на языке Python с помощью модулей PyQt5.

2. Были проанализированы и структурированы данные, необходимые для осуществления различных корректных операций над словами:

  • проанализированы алгоритмы и основные правила составления транскрипции слова в русском языке;
  • проанализированы алгоритмы составления характеристики конкретного звука в русском языке;
  • проанализированы алгоритмы и составляющие части морфологического разбора в русском языке для каждой части речи;
  • проанализированы источники информации по теме работы с морфологическим анализатором для русского языка на Python – pymorphy2;
  • выявлены некоторые закономерности и правила, по которым составлялся функционал программы.

3. Проанализированы аналогичные продукты.

4. На основе полученных знаний написано техническое задание.

5. Разработан дизайн и графический интерфейс окон, написана программа, удовлетворяющая заданным требованиям.

6. Произведено сравнение получившегося продукта с аналогичными.

7. Обобщены результаты, сформулированы выводы, перечисленное оформлено в виде текстового документа и презентации, представлено научной общественности.

Результаты работы/выводы

1. Достигнута цель проекта: создано приложение, выполняющее заявленные разборы и имеющее удобный интерфейс.

2. Получены комментарии от преподавателя русского языка, говорящие о целесообразности использования приложения в педагогической деятельности.

3. Проведено интервью с первыми пользователями.

4. Проанализированы высказанные пожелания; на их основе осуществлены доработки программы.

Выводы: программа может быть использована для обучения детей, а также для совместного или самостоятельного выполнения заданий по русскому языку.

Перспективы использования результатов работы

Работа востребована и среди школьников, и среди родителей, и среди преподавателей. Помимо представленных в приложении заданий, существуют и другие, не менее важные, затрагивающие столь же интересные темы. Поэтому есть необходимость развивать идею проекта и в дальнейшем совершенствовать компьютерное приложение.

В ближайших перспективах – доработка приложения и его внедрение в образовательный процесс.

Мнение автора

«Конференция «Инженеры будущего» предоставила возможность попробовать себя в создании серьёзного проекта, его оформлении и представлении научной общественности. Проект помогает ученикам раскрыть свой потенциал, рассказать о своих идеях. В итоге можно увидеть большое количество действительно интересных и актуальных, уникальных работ»