Проекты*

Макет «Высота «Погранзнак»

Работа победителя открытой городской научно-практической конференции «Инженеры будущего» в секции «Строительство, дизайн и архитектура» среди работ учащихся 10−11 классов

Направление работы: Моделирование, Программирование, Дизайн
Авторы работы: ГБОУ Школа имени Маяковского
Предметы: Информатика, Технология, История
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Инженеры будущего» 2020 года

Актуальность

Тема изучения событий Великой Отечественной войны, беспримерных подвигов её героев никогда не потеряет своей актуальности. Своей работой мы хотели показать, что изучать историю своей страны не просто необходимо, но и интересно, и познавательно.

Цель

Целью работы является детальное изучение и создание визуального образа в виде интерактивного и технически оснащённого макета обороны в районе высоты 115,6, ставшей впоследствии известной как высота «Погранзнак» на мурманском направлении Северного фронта, место, где всю войну советские солдаты держали в неприкосновенности пограничный знак бывшей советско-финской границы.

Оснащение и оборудование, использованное при создании работы

  • Техническое оснащение: макетная плата, Arduino Nano, комплект проводов, динамик, светодиод, контроллер музыки (DFPlayer Mini) и светодиодная плата), программа Arduino IDE.
  • Макет события выполнен из материала пеноплекс с использованием оборудования для моделирования (канцелярский нож, горелка, клей, краска, сборные модели солдат и техники).

Описание

Для реализации проекта были определены зоны ответственности, сроки и материальные ресурсы. В результате был разработан план работы. На подготовительном (аналитическом) этапе на основе изученной информации была выстроена хронология, выбран сюжет для макета. На этапе разработки концепции проекта и определении модели макета был разработан эскиз макета, на котором были отмечены основные элементы ландшафта, а также расстановка сил и техники на высоте. На этапе реализации проекта для изготовления основы макета был использован материал пеноплекс. Ландшафт местности создан с помощью наклеивания природных материалов (трава, камни, песок, земля), соответствующих данной местности и времени года, на основу макета.  Эффект воды создан с помощью заполнения предварительно нагретой мыльной основы в подготовленное ранее углубление. Для воссоздания основных событий использовались сборные модели военной техники, солдат, соответствующие тому времени, выполненные в едином масштабе 1:35. Все технические спецэффекты в работе реализованы с помощью программирования платы Arduino и программы Arduino IDE, работают от стационарного источника питания (внешний аккумулятор) путём нажатия механической кнопки. Для подсветки взрыва использованы светодиодные платы, запрограммированные с помощью программы на плате Arduino nano.

Имитация дыма от взрывов создана благодаря испарению глицерина на раскалённой спирали. Для усиления впечатления использовано звуковое сопровождение – звуки взрывов, которые воспроизводятся в соответствующий момент. В работе использованы методы эмпирического уровня (изучение и анализ литературы, документов, просмотр видео- и кинодокументов, работа с картами, анализ журналов боевых действий), а также методы экспериментально-технического уровня (моделирование, эксперимент).

Результаты работы/выводы

В результате проведённой работы были изучены карты, журналы боевых действий частей Северного фронта в районе высоты «Погранзнак». На основе проанализированной информации выстроена хронология событий, по которым был создан интерактивный макет, оснащённый техническими средствами для усиления восприятия визуального образа сражения.

Перспективы использования результатов работы

Мы считаем, что наша работа будет полезна учащимся нашей школы и может быть использована на уроках истории, а также при изучении темы «Великая Отечественная война», при проведении школьных экскурсий, а также она будет интересна людям, интересующимся Отечественной историей, а макет послужит демонстрационным материалом и пополнит экспозицию нашего школьного музея.

Награды/достижения

Конкурс макетов, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне – победитель.

Мнение автора

«Наибольшего эффекта при изучении исторических событий, по нашему мнению, можно достичь, когда не просто читаешь и изучаешь литературу, а участвуешь в процессе создания визуального образа, иллюстрации изученного,  например, при создании макета события. При этом участники проекта не только приобретают навыки работы с информацией, но и осваивают новые техники и технологии, используют спецэффекты при моделировании, применяют новые программные средства, учатся работать в команде, планировать время и ресурсы»