Проекты*

Радиационная безопасность в школе: измерение ионизирующих излучений и комплексный анализ

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Инженеры будущего» по направлению «Инженеры» в секции «Прикладная физика» среди работ учащихся 7-9 классов

Направление работы: Прикладная физика
Авторы работы: ГБОУ Школа № 962
Предметы: Физика
Классы: 7 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Инженеры будущего» по направлению «Инженеры» 2022 года

Актуальность

Радиация в нашем мире находится повсюду, а источники радиации могут быть нетривиальными при обычной жизнедеятельности людей, так же, как и их влияние на организм человека. Поэтому важно провести анализ источников радиации в обычной жизни людей, рассмотреть факторы, от которых зависит радиационный фон, а также охарактеризовать влияние источников радиации на здоровье людей. В первую очередь, данное исследование направлено на оценку радиационных рисков в повседневной жизни школьников, а также всех людей, и позволит ответить на вопрос, действительно ли обычная жизнь школьников/людей безопасна в контексте воздействия ионизирующих излучений.

Ввиду существенной опасности радиации необходимо производить контроль радиационной безопасности в повседневной жизни людей на всех её этапах, а именно: в быту (в доме), во время транспортировки (в общественном транспорте) и во время учёбы/труда (в школе/на работе).

Цель

Оценить радиационный фон и радиационную безопасность в учебном учреждении (школе).

Задачи

  1. Измерить радиационный фон в помещениях школы.
  2. Составить карты распределения мощности дозы на каждом этаже и в подвале школы для обнаружения опасных зон.
  3. Проанализировать полученные данные и определить возможные закономерности распределения мощности дозы.
  4. Сделать выводы о радиационной обстановке в здании школы.

Оснащение и оборудование, использованное при создании работы

  • Индикатор радиоактивности (дозиметр) Quarta RADEX RD1503+

Описание

В ходе работы над проектом автор изучил теорию по выбранной теме исследования. На начальном этапе автор познакомился с термином радиация, узнал типы и характеристики ионизирующих излучений и степень их влияния на человека. Далее автор определил источники излучений и приборы, помогающие обнаружить и измерить радиацию.

На следующем этапе автор познакомился с нормативными документами и нормами радиации в зависимости от того, к чему применяются данные нормы безопасности, а именно: техногенные источники, природные источники, медицинские источники.

При выполнении практической работы автор использовал алгоритм, приближенный к методическим указаниям Госсанэпиднадзора Минздрава России. МУ 2.6.1.715-98 «Проведение радиационно-гигиенического обследования жилых и общественных зданий» и дозиметр Quarta RADEX RD1503+. Автор проводил цикл измерений в течение 2,7 минут посередине каждого помещения на всех этажах и в подвале школы. Метод картирования позволил получить полную визуальную картину по уровню радиации в здании, выявить возможные закономерности. По итогам измерений автор получил значения радиационного фона на этажах школы и улице вокруг неё, на основе которых построил гистограммы и схемы, а именно: схемы этажей школы, гистограммы по этажам, по всей школе, объединённую гистограмму по всей школе, гистограмму средних значений, а также таблицу средних значений.

В общей сложности в помещениях школы и на прилежащей к ней территории было проведено 235 измерений радиоактивности. Необходимо отметить, что превышения допустимого её уровня, составляющего 20 мкР/ч, нами не установлено.

Результаты работы/выводы

Радиационную обстановку в школе можно признать удовлетворительной. Представляющего возможную опасность для человека уровня радиоактивности, превышающего 20 мкР/ч, в исследуемых помещениях зарегистрировано не было. Методом картирования выявлена неравномерность (мозаичность) распределения значений мощности дозы на этажах школы. Повышенные значения мощности дозы нередко определялись в местах прохождения коммуникационных труб. В подавляющем большинстве учебных классов показатели радиоактивности являлись невысокими (от 10 до 16 мкР/ч). Зависимости уровня радиоактивности от ориентации помещения по сторонам света или нахождения на том или ином этаже здания не установлено.