Проекты*

Разработка умного справочника на базе Telegram-бота

Работа призёра конкурса проектов и исследований «Инженеры будущего» открытой городской научно-практической конференции «Инженеры будущего» в секции «Информационные технологии, программирование, прикладная математика, социальный инжиниринг» среди работ учащихся 10–11 классов

Направление работы: Инженеры
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1234
Предметы: Информатика
Классы: 11 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Инженеры будущего» открытой городской научно-практической конференции «Инженеры будущего» 2021 года

Актуальность

Очень часто бывает нужно срочно найти какую-то информацию, но под рукой, к сожалению, не оказывается справочника или какая-то деталь изучаемой темы не до конца известна. Как это часто бывает в таких случаях, обычно начинается рутинный поиск нужного раздела или нужной формулы. Однако процесс поиска нужного материала можно существенно ускорить, если для поиска применять специально разработанную программу.

Цель

Создание полноценного справочника по одному из школьных предметов на базе Telegram-бота, а также разработка модулей (API) обработки данных для создания таких же ботов (или дополнения уже существующих) по другим предметам, например по биологии, географии или химии.

Задачи

  1. Провести анализ значимости создаваемого проекта.
  2. Провести анализ уже существующих онлайн-сервисов.
  3. Разработать структуру бота.
  4. Оформить дизайн сообщений.
  5. Наполнить справочник материалом.

Оснащение и оборудование, использованное при создании работы

  • Персональный компьютер и смартфоны с установленным ПО (Python 3.8, TelegramBotAPI)

Описание

Так как бот пишется на языке программирования Python, то в первую очередь необходимо было установить нужную версию, а также необходимые плагины. Для создания бота подходит последняя версия языка Python (версия 3.8). Затем надо было выбрать библиотеку языка Python для написания Telegram-ботов. Было решено выбрать pyTelegramBotAPI, так как это очень простая и быстрая библиотека. К тому же в ней есть все нужные нам функции. Далее необходимо было зарегистрировать бот в Telegram. Для этого следовало воспользоваться специальным инструментом для разработчиков, который называется @BotFather. Для регистрации требовалось отправить команду /newbot и следовать инструкциям.

Разработка

После изучения материалов для разработчиков было написано ядро бота, которое в дальнейшем совершенствовалось и дорабатывалось. Далее были найдены формулы по физике, так как физика была взята в качестве темы для примера работы бота.

Чтобы облегчить загрузку и редактирование материалов базы данных бота, было разработано простое приложение на языке Pascal, которое позволяет управлять содержимым базы данных бота без какого-либо программирования, посредством пользовательского интерфейса.

После того как часть формул была отформатирована и загружена в бот, наступил процесс отладки, который заключался в проверке работоспособности бота в зависимости от разных введенных данных. После завершения процесса отладки первая демоверсия бота начала успешно работать.

Результаты работы/выводы

Результатом проекта стал Telegram-бот, созданный для людей, которые хотят узнать что-то новое и полезное из мира математики. С уверенностью можно сказать, что теперь пользователь сможет разобраться с проблемами, с которыми он встречался ранее.

Перспективы использования результатов работы

Дальнейшее улучшение API и расширение библиотеки заданиями и интересными фактами для пользователей бота позволит им получать нужные сведения в любое время, а также создавать собственные боты на основе базы текущего, что даст возможность создавать умные справочники на любую необходимую тему.

Данный бот будет далее дорабатываться и совершенствоваться для улучшения текущих характеристик и качества информации.

Сотрудничество с вузом/учреждением при создании работы

НИУ ВШЭ

Мнение автора

«Проект «Инженерный класс в московской школе» и открытая городская научно-практическая конференция «Инженеры будущего», на мой взгляд, являются одними из самых перспективных проектных площадок для юных дарований, и мне как автору очень приятно принимать участие в данном проекте. Спасибо за полученный опыт, знания и возможности!»