Проекты*

Образовательный конструктор Z80

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Инженеры будущего» по направлению «Инженеры» в секции «Приборостроение, микроэлектроника и схемотехника» среди работ учащихся 10–11 классов

Направление работы: Инженерия
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1210
Предметы: Физика, Информатика
Классы: 11 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Инженеры будущего» по направлению «Инженеры» 2022 года

Актуальность

Образовательные конструкторы всё больше используются в процессе обучения техническим специальностям. Есть масса различных направлений, которые можно изучить с помощью современных наборов.

Самые интересные наборы позволяют собрать действующую модель собственными руками. Ими могут быть как элементарное электронное устройство, так и большой автономный робот. Основная задача такого конструктора – развитие креативного нестандартного мышления, умения планировать и решать поставленные в конструкторе задачи, развитие пространственного и логического мышления, умения работать в команде, развитие самооценки. Конструктор, который предлагаем мы, поможет познакомиться с основными принципами работы компьютера. Для того, чтобы их понять, необходимо познакомиться с устройством ПК и принципами взаимодействия всех его устройств.

Цель

Создать образовательный конструктор, позволяющий изучить основные принципы работы вычислительной техники на примере персонального компьютера и разработать методические материалы для самостоятельного изучения, сборки и программирования персонального компьютера.

Задачи

  1. Провести сравнение аналогов.
  2. Разработать структурную схему.
  3. Сконструировать печатные платы.
  4. Произвести сборку и тестирование.
  5. Разработать методические материалы.
  6. Создать комплект поставки.

Оснащение и оборудование, использованное при создании работы

  • Станок лазерной резки с ЧПУ
  • 3D-принтер
  • Сверлильный станок
  • Паяльная станция

Описание

Был спроектирован и создан тестовый набор образовательного конструктора Z80, который представляет собой модульную систему, состоящую из нескольких отдельных плат, таких как материнская плата, плата обработчика клавиатуры, плата клавиатуры, плата адаптера графического вывода и плата дисплея.

Каждый модуль отвечает за определённую функцию устройства и является полноценным мини-компьютером для решения различных образовательных задач. Было выполнено проверочное моделирование полученного прототипа.

Основные функции применения компьютера:

  • калькулятор;
  • простейшие аркадные игры: Dino runner, гонки и т. д.;
  • заметки;
  • таймер;
  • часы.

Помимо выполнения различных алгоритмических задач, конструктор позволяет погрузиться в мир вычислительной техники и основ программирования.

Результаты работы/выводы

В результате работы проведён анализ аналогов и создан действующий тестовый вариант мини-компьютера, продолжается разработка методических материалов. Проект выполнен на 60 %.

Конструкторский набор уникален и не имеет прямых аналогов. Может использоваться как в образовательных учреждениях, так и дома. Подойдёт как увлекающимся детям, так и более взрослым энтузиастам.

При розничной стоимости набора около 3500 руб. это отличный инструмент для изучения основ вычислительной техники.

Перспективы использования результатов работы

В дальнейшем автор планирует:

  • создать тестовые варианты конструктора разных комплектаций;
  • разработать техническую документацию;
  • улучшить прошивку компьютера;
  • создать методическую документацию.

Сотрудничество с вузом/учреждением при создании работы

Детский образовательный центр «Polycent»

Награды/достижения

  1. Всероссийская олимпиада школьников по робототехнике – победитель регионального этапа
  2. Открытая городская научно-практическая конференция «Курчатовский проект — от знаний к практике, от практики к результату» – участник заключительного этапа

Мнение автора

«Я считаю инженерный класс хорошим стартовым опытом для подростков. Во время выполнения своего проекта я приобрёл новые навыки, которые могут пригодиться в будущем. Открытая городская научно-практическая конференция «Инженеры будущего» помогла мне расширить кругозор. Кроме того, у меня появились новые возможности для воплощения идей в жизнь»