Проекты*

Создание спортивного трицикла

Работа призёра конкурса проектов и исследований «Инженеры будущего» открытой городской научно-практической конференции «Инженеры будущего» в секции «Машиностроение, транспорт» среди работ учащихся 10–11 классов

Направление работы: Инженеры
Авторы работы: ГБОУ Школа № 2005
Предметы: Физика, Технология
Классы: 11 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Инженеры будущего» открытой городской научно-практической конференции «Инженеры будущего» 2021 года

Актуальность

Сегодня всё больше популярны различные виды экстремального спорта из-за их зрелищности и получаемого адреналина. Так и появился новый экстремальный вид спорта «Motor drift-trike racing», что означает: «Гонки на моторных дрифт-трайках». Дрифт-трайк – это низкий трицикл для дрифта (управляемого заноса). Покупка такого транспортного средства – недешёвое удовольствие.

Дрифт-трайки стремительно набирают свою популярность и в настоящий момент по Москве и Московской области количество дрифт-трайков с ДВС превысило первую дюжину, но зачастую создатели своих трайков используют неподходящие запчасти и материалы, непродуманную конструкцию и, по сути, то, что есть в гараже и на что не надо тратить деньги. Также большое количество требуемых запчастей нельзя купить в магазине, только под заказ у различных токарей и мастеров работы по металлу. Эта ситуация отрицательно влияет на конечные результаты готовых трайков.

Цель

Разработать и самостоятельно изготовить простой, недорогой и доступный для большинства людей трайк с ДВС.

Задачи

  1. Собрать, проанализировать и обобщить информацию о трициклах, его преимуществах и перспективах развития.
  2. Разработать оптимальную конструкцию трайка, состоящую из доступных материалов.
  3. Осуществить сборку и провести испытания готового продукта.

Оснащение и оборудование, использованное при создании работы

  • Трубная рама WRM, ось со встроенными ступицами для задних колёс и звездой, подшипники: UCF 205, руль, колёса 24 диаметра и шириной 3,0
  • Двигатель Lifan 168 F-2
  • Электродуговая сварка
  • Персональный компьютер с установленным ПО

Описание

Ход работы над проектом

  1. Продумывание конфигурации трайка.

Существует несколько видов рам для трайка, для того чтобы конструкция была более лёгкой и дешёвой, была выбрана рама трубного типа и составлен список частей для сборки трайка.

  1. Подборка и заказ деталей для сборки.

Двигатель: выбор пал на Lifan 168 F-2. Это 4-тактный одноцилиндровый двигатель внутреннего сгорания рабочим объёмом 196 см2. Эта модель сочетает в себе долговечность, экономичность и простоту в использовании. Одна из его конструктивных особенностей – это OHV (клапан верхнего расположения), за счёт которого двигатель получается компактным и надёжным. Также предусмотрен встроенный понижающий редуктор. Используемое масло: 10w40 полусинтетика (для одной заправки маслом требуется 0,6 л).

Рама и ось: были заказаны у компании WRM. Рама представляет собой трубную раму качественной сварки и порошковой покраски. На раме установлены: мягкое сиденье, руль, вилка для крепления переднего колеса. Ось со встроенными ступицами для задних колёс и звездой (36 зубьев) для передачи момента с двигателя на неё саму. Длина оси: 953 мм. Подшипники: UCF 205.

Колёса. Переднее колесо представляет собой камерное велосипедное колесо 24 диаметра и шириной 3,0 со встроенным дисковым тормозом. Задние колёса – это колёса от гоночного картинга с дождевой резиной диаметром 6,0 и шириной 11,5. Также для обеспечения срыва задней оси на асфальте используются так называемые накладки на колёса. Они представляют собой кусок трубы ПНД 275/315 (внутренний/внешний диаметр) и шириной 12 см.

  1. Сборка трицикла.

Трайк собирался на основе железной трубной рамы с вилкой для переднего колеса, оси со ступицами для колёс, и трёх колёс. Двигатель был выбран 4-тактного типа, так как он имеет больший ресурс работы и является более экологичным. Далее был установлен двигатель на раму и поставлены колёса. Для крепления двигателя были сделаны дополнительные отверстия в раме и подобрано нужное крепление.

Для передачи крутящего момента с двигателя на ось была установлена мотоциклетная цепь. Для удобства использования дроссель газа был продублирован на руль. Затем был установлен дисковый тормоз.

  1. Тестирование и настройка узлов трицикла. Был проведён пробный выезд. На нём были выявлены недочёты и изъяны: проблема неравномерного распределения веса по конструкции, проблема в работе тросика газа и некоторые другие. Недостатки были устранены.

С учётом поставленных задач удалось получить первую модель дрифт-трайка, считаем цели проекта достигнутыми.

Результаты работы/выводы

Автору удалось собрать новый вид транспорта – дрифт-трайк.

Дрифт-трайк, собранный в результате проектной работы, отлично подходит в качестве спортивного транспортного средства, аналога картинга, для широкого круга любителей. Проект наглядно демонстрирует возможность сборки дрифт-

трайка самостоятельно.

Перспективы использования результатов работы

В процессе работы над моделью автор получил опыт, который впоследствии поможет ему собрать вторую, более усовершенствованную, мощную версию дрифт-трайка. По результатам тестирования работоспособности модели планируется предложить услуги широкой аудитории, открыв небольшую мастерскую для создания дрифт-трайков менее опытными в сборке людьми.