Проекты*

Акцентирующее освещение в сценографии

Работа победителя открытой городской научно-практической конференции «Инженеры будущего» в секции «Строительство, дизайн и архитектура» среди работ учащихся 10−11 классов

Направление работы: Сценография, Проектирование освещения
Авторы работы: ГБОУ СОШ № 1558
Предметы: Физика, Информатика, Литература
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Инженеры будущего» 2020 года

Актуальность

Театры становятся более современными, существует множество возможностей оснащения театральных декораций различным установками и приборами, организации сценического пространства и сценических эффектов, методов организации освещения и звукового сопровождения постановок, облегчающих восприятие замысла сценариста. Известные классические произведения, представленные с использованием современных методов и средств выражения художественности, в том числе при помощи световых решений, оживают. Искусство – самое драгоценное, что есть в нашем мире, оно не знает времени, оно всегда значительно, а современные световые инсталляции очень актуальны.

Цель работы

На основе разработанного автором 3D-макета сценографии по мотивам творчества А. С. Пушкина предложить графический образ спектакля и световые решения.

Оснащение и оборудование, использованное при создании работы

  • Материалы макетирования: пенокартон, бумага, гуашь, монтажный клей, булавки
  • Материалы реализации световых решений: плата с микроконтроллером STM 32, модуль преобразования DC/DC из 12 В в 5 В, блок питания AC/DC из 220 В в 12 В, светодиоды, соединительные разъёмы PLS с металлизированными контактами, соединительные провода, токоограничивающие резисторы, корпус для радиоэлектронной аппаратуры, модуль с реле, тумблеры

Описание

В качестве отправной точки для концептуального решения сценографии служит литературное творчество А. С. Пушкина. Пороки теснятся в подземелье сцены II трагедии «Скупой рыцарь». Зритель, стиснутый пространством, должен испытать чувство задыхающегося страстного и благородного рыцаря с его невозможностью дышать свободно из-за стыда горькой бедности. На этапе создания макета выбраны цветовые решения. Серые оттенки гасят бушующие в глубине зала цвета и улыбки, пурпур – знак королей – лишь вокруг властолюбителя.

Методом объёмного макетирования автором выполнен 3D-макет театральной сцены, предложены цветовые и световые решения, разграничивающие пространство. В ходе работ над проектом учтены световые свойства материалов, выбраны источники освещения, использованы светодиодные лампы разного цвета и интенсивности излучения, проанализировано использование оптических деталей.

В ходе проектирования акцентирующего освещения светодиодами выполнена структурная и электрическая принципиальная схемы, программирование микроконтроллера с помощью преподавателей. Светодиоды имеют независимое управление. Порядок их включения, а также время нахождения этих элементов во включённом и выключенном состоянии полностью определяется реализуемой программой микроконтроллера.

Монтаж электрической схемы, расстановка световых акцентов и программная настройка светодиодов проведены лично автором.

Результаты работы/выводы

Разработанный автором макет сценического пространства представляет собой объёмную модель театральной коробки, сценических декорации с реализацией разработанных автором световых решений. Макет имеет преимущество перед компьютерной моделью, исключая ошибки цветопередачи. Макет к литературному произведению А. С. Пушкина «Скупой рыцарь» с акцентирующим освещением представляет собой единую композицию сценического пространства.

Результатом работы является готовый макет, который воспроизводит детали обстановки сцены, реализует акцентирующее освещение, воссоздаёт реально существующие декорации с учётом цветопередачи и возможностью цветокоррекции при работе с реальным оборудованием, материалами и фактурами.

Перспективы использования результатов работы

Метод макетно-модельного проектирования наглядно показывает правильность решений и делает возможным их дальнейшие исследования и практическую реализацию в театральной постановке.

Известные классические произведения, представленные с использованием современных методов и средств выражения художественности, в том числе при помощи световых решений, оживают.

Сотрудничество с вузом/учреждением при создании работы

Макетирование выполнено автором под руководством педагогов детской художественной школы имени В. А. Ватагина.

Техническая часть проекта выполнена на кафедре автоматизации и электроснабжения НИУ МГСУ.