Проекты*

Реализация чат-бота в Telegram для решения задач по системам счисления: от простых до олимпиадных

Работа призёров открытой городской научно-практической конференции «Инженеры будущего» по направлению «Инженеры» в секции «Информационные технологии, программирование, прикладная математика, социальный инжиниринг» среди работ учащихся 10–11 классов

Направление работы: Программирование
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1770
Предметы: Математика, Информатика
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Инженеры будущего» по направлению «Инженеры» 2022 года

Актуальность

Многие ресурсы, которые нацелены на полноценную подготовку к олимпиадам/экзаменам, являются платными. Бесплатные же ресурсы чаще всего отвечают одному из критериев – либо помогают улучшить теоретические знания, либо являются онлайн-калькуляторами, что не очень хорошо, так как могут использоваться недобросовестными учащимися. Именно поэтому расширение количества онлайн-ресурсов, позволяющих глубже изучать и вместе с этим тестировать полученные знания, так актуально в современном образовательном процессе.

Было решено создать чат-бот, который даёт возможность получить теоретические знания по теме «Системы счисления», а после этого проверить полученные знания, прорешав разноуровневые задания: от простейших до олимпиадных.

Цель

Создать чат-бот на платформе мессенджера Telegram с открытым API, помогающий ученикам научиться решать задачи по системам счисления: от базового уровня до олимпиадного.

Задачи

  1. Проанализировать существующие чат-боты/калькуляторы, направленные на изучение систем счисления.
  2. Проанализировать существующие мессенджеры для реализации чат-бота и выбрать наиболее подходящий для своего проекта.
  3. Изучить имеющуюся информацию по созданию чат-ботов в выбранном мессенджере.
  4. Проанализировать сайты, предоставляющие необходимую теоретическую литературу по системам счисления, и выбрать подходящий для проекта.
  5. Создать программный код для чат-бота.
  6. Разработать дизайн и выбрать имя боту.
  7. Протестировать работоспособность бота для одного и нескольких пользователей, работающих одновременно.
  8. Сформулировать перспективы развития проекта.

Оснащение и оборудование, использованное при создании работы

  • Компьютер

Описание

На первом этапе работы был зарегистрирован токен в боте для создания Telegram-ботов(@BotFather). В программе токена необходимо было указать имя, id названия бота, затем получить токен для дальнейшего подключения к боту. Далее в коде программы прописывался токен.

Далее писали простую программу с выводом обычного текста и запускали бот, это позволяло проверить корректность работы бота.

После этого необходимо было подключить библиотеки для работы с Telegram-ботом.

Для работы с ботом понадобились две библиотеки: pyTelegramBotAPI и math.

После запуска бота пользователя встречал стикер математика и текст с приветствием пользователя. Внизу сделаны 4 кнопки: «Практика», «Теория», «Решение задач», «Математические мемы».

При нажатии на кнопку «Теория» открывается статья, в которой рассказывается о системах счисления. Если пользователь захочет ознакомиться с более подробной информацией о системах счисления, то внизу статьи указана ссылка на более подробную информацию.

Также под статьёй есть кнопка «Назад» для более удобного взаимодействия с интерфейсом Telegram-бота.

Вторая кнопка – «Практика». В этой вкладке пользователь сможет прорешать различные задачи: от самых простых, до олимпиадных. В бот добавлено более 50 различных заданий.

Если ввести неправильный ответ, то бот сразу же напишет «Неправильно», и пользователю необходимо нажать кнопку «Назад» для выхода в главное меню.

А если ввести правильный ответ, то пользователю будет предоставлена возможность пойти решать дальше.

Результаты работы/выводы

Создан Telegram-бот.

Перспективы использования результатов работы

1. Добавление новых систем счисления, которые встречаются достаточно редко.

2. Введение большего числа практических заданий.

Сотрудничество с вузом/учреждением при создании работы

НИУ ВШЭ

Мнение автора

«Авторы довольны результатом и организацией конференции»