Проекты*

Дезодорация и дезинфекция воздуха в школьных помещениях при помощи органических фильтров

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Инженеры будущего» по направлению «Инженеры» в секции «Прикладная химия, физическая химия» среди работ учащихся 10–11 классов

Направление работы: Микробиология, Химия
Авторы работы: ГБОУ Школа № 491
Предметы: Биология, Химия
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Инженеры будущего» по направлению «Инженеры» 2022 года

Актуальность

Мы часто замечаем, что каждое помещение имеет свой запах, и при этом не всегда приятный. Это происходит из-за того, что воздух в помещениях сильно загрязнён. Автора заинтересовала эта проблема, и он задался вопросом: а можно ли очистить воздух от микроорганизмов эффективно, экономично и с помощью портативного прибора? В интернете удовлетворяющих нас ответов мы не нашли, поэтому решили создать свой прибор, предложив микроорганизмам удобную среду для их жизнедеятельности.

Цель

Создать прибор для дезодорации и дезинфекции воздуха в школьных помещениях при помощи органических фильтров.

Задачи

  1. Изучить описание отдельных видов микроорганизмов, колонии которых можно обнаружить при посеве воздуха.
  2. Вырастить непатогенные микроорганизмы на питательной среде и идентифицировать их.
  3. По результатам классификации подобрать фильтры-субстраты для поглощения микроорганизмов.
  4. Создать прибор для фильтрации и дезодорации воздуха.

Оснащение и оборудование, использованное при создании работы

  • Чашки Петри
  • Конические колбы
  • Мерные цилиндры
  • Химические стаканы
  • Шпатели
  • Электронные весы
  • Водяная баня
  • Электроплитка
  • Термометр на 150 оС.
  • Микроскоп LEVENHUK с оптической силой 40*0,25
  • Вентиляторы вытяжные (2 шт.) Diciti Selent 4c Turbo; диаметром 100 мм, 19 Вт

Описание

При разработке проекта авторы прошли следующие этапы.

  • Приготовление питательной среды (чистый агар)
  • Посев микроорганизмов из воздуха открытым  доступом из 4 помещений

  • Анализ результатов исследования, классифицирование микроорганизмов
     

  • Изучение и подбор органических фильтров и дезодораторов
  • Создание прибора с учётом особенностей органических фильтров

 

  • Сборка прибора
  • Повторный посев микроорганизмов после работы прибора в помещениях


Результаты работы/выводы

  1. В воздухе содержится большое количество микроорганизмов. Микробиологический посев выявил несколько видов дрожжей, штаммы которых не определены.
  2. При проведении теоретического анализа информационных источников был сделан выбор в пользу органических фильтров, таких как торф, активированный уголь и кокосовое волокно.
  3. В качестве дезодоратора воздуха было выбрано лекарственное растение гармала обыкновенная (Péganum hármala), обладающее физиологическим действием на организм человека.
  4. В результате работы прибора по очистке и дезодорации воздуха произошло снижение количества видов микроорганизмов.
  5. Приоритетность созданного прибора в сравнении с простейшим аналогом – кварцевой лампой:

Прибор

Кварцевая лампа

+ помещения большого объёма

+ присутствие людей

+ не изменяет химического состава воздуха

+ себестоимость (около 3000 руб.)

 

– малый спектр уничтожаемых микроорганизмов

– частая смена фильтров (малый срок эксплуатации)

+ большой спектр уничтожаемых микроорганизмов

+ длительный срок эксплуатации

 

 

 

 

 

– помещения малого объёма

– себестоимость (более 3000 руб.)

– отсутствие людей

– изменяет химический состав воздуха

2 == 2О3

Перспективы использования результатов работы

Регулярное использование прибора в школьных и домашних помещениях с целью дезинфекции и дезодорации воздуха и избавления от неприятного запаха.

Награды/достижения

  1. «Курчатовский проект – от знаний к практике, от практики к результату» 2022 г. – призёр.
  2. «Наука для жизни» 2022 г. – победитель.

Мнение автора

«Я считаю свою работу особенно актуальной в настоящее время, так как проблема загрязнения воздуха сейчас является одной из самых насущных. Кроме того, созданный мною прибор доступен для всех, что доказывает оригинальность и новизну моего проекта.

Городской образовательный проект «Инженерный класс в московской школе» поможет ученикам познакомиться со своей будущей профессией, углубить знания по профильным предметам, а также приобрести некоторые профессиональные навыки уже со школьной скамьи.

Открытая городская научно-практическая конференция «Инженеры будущего» выявляет перспективных ребят, которые в будущем могут стать учёными и разработчиками новейших технологий, даёт им заявить о себе уже в школе»