Проекты

Взаимосвязь шахмат с математикой

Работа победителя конкурса проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Общественно-научные предметы»

Направление работы: Шахматы и математика
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1296
Предметы: Математика
Классы: 7 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» 2021 года

Актуальность

Шахматы – это популярная во всём мире игра. Среди известных учёных много отличных шахматистов. Например, математик, академик А.А. Марков, физик, академик П.Л. Капица. Также многие гроссмейстеры серьёзно увлекались математикой и получили математическое образование.

Математика – это фундаментальная наука, методы которой активно применяются во многих естественных дисциплинах, таких как физика, химия и даже биология. Навыки математического мышления нужны всем и каждому. Актуальность выбранной темы заключается в привлечении учащихся к решению логических математических задач, повышении интереса к математике во взаимосвязи с шахматами.

Цель

Выявить взаимосвязь между шахматами и математикой и показать её на различных примерах.

Задачи

  1. Познакомиться с историей возникновения шахмат.
  2. Найти параллели между шахматами и математикой.
  3. Собрать, решить и продемонстрировать математические задачи/примеры/игры, сюжетами которых являются шахматная доска либо шахматные фигуры.
  4. Провести анкетирование учащихся.

Гипотеза

Между шахматами и математикой существует взаимосвязь.

Описание

В исследовании автор применил следующие методы:

- поисковый метод с использованием научной и учебной литературы и интернета;

- практический метод решения задач, сюжетом которых являются шахматы;

- сравнительный анализ результатов проведённого исследования;

- статистическая обработка данных.

В работе автором сначала была найдена взаимосвязь шахмат с математикой через общие понятия (симметрия, система координат, чётность/нечётность и др.); далее была выявлена и показана классификация математических задач на шахматную тему (задачи на раскрашивание/разрезание шахматной доски; задачи на нахождение числа фигур на шахматной доске, числа путей передвижения фигур; математические игры на шахматной доске).

В ходе теоретического анализа взаимосвязи шахмат с математикой автором была выявлена необходимость подтвердить на практике данную взаимосвязь с помощью анкетирования учащихся двух разноплановых групп. В анкетировании приняли участие 16 детей, которые занимаются в кружке по шахматам, и 16 детей, которые не занимаются шахматами.

По результатам опроса автор выяснил, что дети двух групп считают, что математика и шахматы взаимосвязаны. Также по результатам анкетирования можно увидеть, что у учащихся, занимающихся шахматами, успеваемость по математике выше, чем у остальных детей.

Результаты работы/выводы

Выдвинутая гипотеза доказана: математика и шахматы взаимосвязаны между собой. Они положительно влияют на успеваемость и на развитие человека.

Кроме этого, автор выяснил, что игра в шахматы и изучение математики способствуют освоению практических умений и навыков:

  • обобщать и выделять важное;
  • анализировать ситуацию, возможность принимать правильное решение и определяться в условиях трудного выбора;
  • находить закономерности;
  • логически мыслить и рассуждать, грамотно и чётко формулировать мысли, делать верные логические выводы;
  • удерживать в голове несколько последовательных шагов, последовательно и логично выстраивать сложные ходы.

Перспективы использования результатов работы

Наша работа будет интересна как педагогам по математике/шахматам, так и детям, обучающимся по этим предметам.

В будущем автор хотел бы сам создать сборник задач с участием шахматных фигур или шахматной доски.

Награды/достижения

Дистанционный тур фестиваля проектных решений Unique Start – участник

Мнение автора

«Наша работа интересна тем, что помогает детям заинтересоваться и полюбить математику через шахматы. В дальнейшем автор хочет сам создать сборник задач с участием шахматных фигур или шахматной доски.

Участие в конференции понравилось, работы других авторов также интересны»