Проекты*

Особенности детско-родительских отношений и склонность к интернет-зависимости в подростковом возрасте

Работа призёра конкурса проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Психология и когнитивные науки»

Направление работы: Психология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 171
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» 2021 года

Актуальность

В последние годы исследование феномена интернет-зависимости набирает популярность. Это связано с быстрым развитием информационных технологий и распространением доступа к сети Интернет. С помощью интернета люди могут работать, получать образование, общаться, отдыхать и т.д. В связи с охватом интернетом почти всех сфер жизни человека повышается вероятность развития аддиктивного поведения у большего количества людей. На развитие интернет-зависимого поведения могут влиять различные факторы: биологические, факторы личностной и психологической уязвимости и факторы окружающей среды. Наиболее склонной к развитию такой формы зависимости группой являются подростки. Подростковый возраст – период бурного развития  организма человека, формирования личности и индивидуальных особенностей.  В это время присутствие и участие родителей в жизни подростка очень важно. Именно при взаимодействии с родителями у ребёнка начинает складываться представление о себе. Семья служит базой для благоприятного или неблагоприятного развития самоотношения ребёнка. Одной из важных задач родителей является развитие навыка самоконтроля у ребёнка. Для достижения адекватного уровня самоконтроля подросток должен быть спокойным, уверенным в себе и иметь достаточное количество знаний. В этом исследовании авторы рассмотрят связь склонности к интернет-зависимости и особенностей детско-родительских отношений.

Цель

Изучение особенностей детско-родительских отношений, влияющих на развитие интернет-зависимости в подростковом возрасте.

Задачи

  1. Исследовать феномен интернет-зависимости в отечественной и зарубежной литературе.
  2. Рассмотреть особенности детско-родительских отношений.
  3. Проанализировать связь между детско-родительскими отношениями и склонностью к интернет-зависимости.
  4. Разработать рекомендации родителям и подросткам по предупреждению склонности к интернет-зависимости у подростков.

Гипотеза

Вероятность формирования интернет-зависимости выше у тех подростков, которые испытывают сложности в отношениях с родителями.

Описание

Работа над исследованием велась в несколько этапов.

Этап 1. Проведение теоретического анализа феноменов интернет-зависимости и детско-родительских отношений.

Этап 2. Поиск методик для исследования интернет-зависимости и особенностей детско-родительских отношений. Подготовка Google Forms.

Этап 3. Проведение опроса респондентов по комплексу методик с использованием ресурсов социальных сетей и инструмента Google Forms.

Этап 4. Проведение количественного анализа данных, интерпретация полученных результатов и разработка рекомендаций по практическому применению полученных результатов.

Методы исследования

  1. Теоретический анализ
  2. Эмпирическое исследование (тестирование)
  3. Методы математического анализа (U-критерий Манна — Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена).

Авторами был проведён опрос, состоящий из двух методик: «Опросник установок по отношению к интернету» Г. Дж. Тейлора и методика IPPA (перевод и адаптация А.А. Лифинцевой) — Inventory of parent and peer attachment М. С. Гринберга и Г. Армсдена. В исследовании приняли участие 106 подростков от 14 до 17 лет, средний возраст – 16,3. Общие сведения о респондентах: 21 респондент мужского пола и 85 респондентов женского. 90% респондентов воспитывались в полной семье, 10% воспитывались только одним из родителей – матерью. Все участники исследования являются учениками средних и старших классов школ Москвы. Распространение опроса производилось через социальные сети. Далее были выявлены корреляции между шкалами второго опросника (доверие, коммуникация и отчуждение по отношению к матери и отцу) и склонностью к интернет-зависимости, которая выявлялась с помощью опросника Тейлора.

Общие результаты по методике IPPA (перевод и адаптация А.А. Лифинцевой) — Inventory of parent and peer attachment М. С. Гринберга и Г. Армсдена

Результаты работы/выводы

  1. Коммуникация и доверие в отношениях с матерью имеют обратную связь с интернет-зависимостью, выраженную на уровне тенденций. Чем выше эти параметры, тем ниже риск развития интернет-зависимости.
  2. Наибольшую выраженность имеет связь между отчуждением в отношениях с матерью и интернет-зависимостью. Связь – средняя прямая, что значит: чем больше дистанция между подростком и матерью, тем выше вероятность развития интернет-зависимости.
  3. Связь между доверием в отношениях с отцом является обратной, выраженной на уровне тенденций. Значит, чем выше доверие к отцу, чем ниже риск развития интернет-зависимости.
  4. Связь между отчуждением в отношениях с отцом и интернет-зависимостью является прямой, выраженной на уровне тенденций. Чем сильнее в семье изоляция отца от подростка, тем выше склонность к интернет-зависимости.
  5. Связь между коммуникацией в отношениях с отцом и склонностью к интернет-зависимости найдена не была, что может значить, что в детско-родительских отношениях мать может удовлетворять потребность подростка в общении.

На основании проведённого исследования были разработаны рекомендации:

  1. Родителям всегда стоит уделять внимание подростку, интересоваться его жизнью, увлечениями, но не переходить границу, так как известно, что переходный возраст – период неустойчивый, превышение родительского контроля скорее всего будет воспринято подростком отрицательно.
  2. Самому подростку стоить контролировать свои перепады настроения, быть терпеливыми с родителями, если того требует ситуация, понимать, что они тоже люди, которые делают ошибки, имеют собственные чувства и взгляды на мир. При первых признаках склонности к интернет-зависимости стоит обратиться к специалисту.

Остаётся открытым вопрос о том, что отчуждение в отношениях с родителями может способствовать развитию интернет-зависимости, так как склонность к интернет-зависимому поведению может спровоцировать отдаление в детско-родительских отношениях.