Проекты*

История слова «прелесть» в русском языке (XVIII−XXI вв.)

Работа победителя открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Филология» среди работ учащихся 10−11 классов

Направление работы: Семантика
Авторы работы: ГБОУ Школа № 641 имени С. Есенина
Предметы: Русский язык
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Наука для жизни» 04−05 апреля 2019 года

Актуальность

Во времена информационного общества проведение и публикация научных исследований в Интернете − одна из приоритетных задач научного сообщества. Иначе в обществе популярность наберут различного рода шарлатаны и псевдоучёные. Это можно продемонстрировать на примере лингвистики, которая в достаточной мере пострадала от «знатоков», утверждающих что «все языки произошли от русского, этруски – это русские и т. д.». Лучший способ борьбы с этим явлением – работа в рамках науки. Поэтому мы провели исследование одного сравнительно часто встречаемого в речи русского слова прелесть.

Цель работы: описание эволюции семантики слова прелесть в русском языке (XVIII−XXI вв.).

Содержание работы

Работа была проведена в рамках семантики и построена на анализе материала основных (фундаментальных) лексикографических источников (словарей), а также с привлечением данных Национального корпуса русского языка.

Были применены методы описания и анализа.

Из лексикографических источников был получен список значений слова, а в НКРЯ хронологически фиксировалось его употребление в каждом из них. В итоге получилась шкала времени, на которой отображено, когда и какое значение слова появилось или исчезло.

Выводы

Слово «прелесть» изменило своё значение от философско-религиозного объёма до обыденного.

Перспективы использования результатов работы

Алгоритм, использованный в работе, можно применить для любого слова в русском языке, что позволяет создать целый словарь по истории семантики.

Награды/достижения

Победа на региональном этапе «Московского городского конкурса проектов».

Особое мнение

«Благодаря участию в проекте я смог улучшить свои навыки выступления. Хочется поблагодарить зрителей за проявленный интерес, а членов комиссии – за их вопросы, которые помогли мне лучше раскрыть некоторые нюансы, связанные с моим исследованием)»