Проекты

Цифровая грамотность: отличается ли уровень наших одноклассников от общего уровня российских подростков

Работа призёра конкурса проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Общественно-научные предметы»

Направление работы: Цифровая грамотность
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1468
Предметы: Обществознание
Классы: 10 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Многообразие науки» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» 2021 года

Актуальность

Цифровизация стала ведущим трендом последнего десятилетия и затрагивает нашу повседневную жизнь. Сегодняшнее поколение не представляет свою жизнь без электронных гаджетов, ежедневного выхода в интернет, общения в социальных сетях, а с некоторого времени – учёбы при помощи электронных устройств.

Цель

Выявить уровень цифровой грамотности обучающихся 10–11-х классов школы № 1468 и сравнить его с уровнем цифровой грамотности российских школьников.

Задачи

  1. Провести опрос обучающихся 10–11-х классов на выявление уровня цифровой грамотности.
  2. Найти цифровой ресурс для объективной оценки уровня цифровой грамотности обучающихся и организовать прохождение данного теста участниками исследования.
  3. Сравнить полученные данные опроса с данными российского исследования и сделать выводы об уровне цифровой грамотности наших обучающихся.

Описание

В исследовании приняли участие 50 обучающихся (17 – из 11-х классов и 34 – из 10 классов; 56% девочек и 34% мальчиков).

Для объективного определения уровня цифровой грамотности автор использовал Цифровой диктант, размещённый в интернете в рамках   Всероссийской образовательной акции по определению уровня цифровой грамотности.

Первый блок диктанта посвящён основам цифрового потребления (различным устройствам и знаниям базовых программ и приложений). Второй – цифровым компетенциям (работе с интернетом, социальными сетями, интернет-магазинами и другими онлайн-сервисами). Третий – цифровой безопасности, в том числе защите своих персональных данных и устройств. Четвёртый дополнительный блок – новым технологиям, включая искусственный интеллект, интернет вещей и блокчейн.

Для опроса автором использован подход, опубликованный в журнале «Дети и технологии». Исследование, проведённое НАФИ (Аналитический центр Национального агентства финансовых исследований), опиралось на предложенный в рамках Саммита G20 в апреле 2017 года подход, который базируется на оценке индикаторов информационной, компьютерной, коммуникативной грамотности, медиаграмотности и отношения к технологиям.

В ходе интервью каждому респонденту предлагалось ответить на блок вопросов по расчёту индекса цифровой грамотности: 15 дихотомических задач, представленных в виде полярных пар утверждений, описывающих

1) знания — когнитивный аспект,

2) навыки — технический аспект,

3) установки — этический аспект

в отношении пяти основных измерений (dimensions) цифровой среды: (1) информации (контента), (2) компьютерных технологий, (3) медиа, (4) коммуникаций, (5) инноваций.

По каждому измерению цифровой грамотности человеку предлагалось шесть суждений (три верных и три неверных), итого 6* 5= 30 суждений (15 пар).

Результаты работы

  1. Обучающиеся школы показали высокий уровень цифровой грамотности: 70% из 100% возможных.
  2. Уровень информационной грамотности составляет 84% (результаты наших обучающихся на 10% выше общероссийского показателя).
  3. Уровень компьютерной грамотности – 59% (на 3 % ниже, чем в исследовании НАФИ).
  4. Уровень коммуникативной грамотности – 49% (на 27% ниже среднего по стране).
  5. Уровень медиаграмотности составляет 81% (на 6% выше общероссийского).
  1. Уровень отношения к технологиям – 75% (на 2 % ниже, чем по России).

Выводы

Общий уровень цифровой грамотности наших обучающихся оказался не выше, а на 2 % ниже, чем средний показатель по стране. Возможно, мы получили такие результаты из-за того, что проводили исследования в гуманитарных классах, где углублённо изучаются такие предметы, как литература, история, обществознание, русский язык.