Проекты

Консонантное письмо как способ оптимизации речи в русском языке

Работа призёра конкурса проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Филология»

Направление работы: Системы коммуникации и оповещения
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1552
Предметы: Русский язык
Классы: 7 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» 2021 года

Актуальность

Школьники и подростки часто общаются между собой, сокращая слова. Носители русского языка привыкли к консонантно-вокальному письму, так как в нем, как и во всех европейских языках, есть вокалы (гласные буквы) и консонанты (согласные буквы). Но оказывается, до гласных букв люди додумались не сразу. Самые древние алфавиты использовали консонантное письмо, то есть состоящее только из согласных букв.

В работе автор провел тематические эксперименты и попробовал изучить консонантное письмо на примере своего класса/школы/знакомых. Актуальность данного исследования также обусловлена тем, что на сегодняшний день отсутствуют работы, посвященные изучению модернизирования (сокращения) русского письма.

Цель

Определить преимущества вокально-консонантного письма по отношению к консонантному в русском языке.

Задачи

  1. Познакомиться с основными типами системы письма.
  2. Проанализировать историю возникновения и особенности консонантного письма.
  3. Подготовить и провести экспериментальные тематические исследования.
  4. Провести социологический опрос (анкетирование).
  5. Обобщить информацию и сформулировать вывод по теме исследования.

Гипотеза

Русская система письма могла бы обойтись без обозначения гласных звуков на письме, т.е. иметь вид консонантного письма.

Описание

Работа состоит из двух частей:

1) Теоретическая часть посвящена типам систем письма: предметное письмо, пиктография, иероглифическое письмо, фонографическое письмо, слоговое письмо, консонантное письмо, вокально-консонантное письмо, консонантное письмо в современном мире.

2) Практическая часть состоит из экспериментального исследования и социологического опроса.

Для того чтобы доказать, что написание обычного русского текста, построенного на славянско-кирилловской письменности, в современном мире можно оптимизировать с помощью консонантного письма или консонантографии, автором был проведен эксперимент. В эксперименте участвовали три группы: начальная школа – 9 человек, шестые и восьмые классы средней школы – 58 человек и совершеннолетние взрослые люди – 12 человек. Всего 79 испытуемых.

Эксперимент № 1«Прочитаете ли вы русские слова, написанные без гласных букв?»

Задача испытуемого состояла в том, что бы попробовать прочитать и записать фразы, написанные консонантным письмом, правильно. Для этого автором были составлены анкеты с фразами. С простейшими предложениями большая часть испытуемых справилась:

  1. Дбрй вчр!
  2. Пстй, чт т длйшь?
  3. Влкй мгчй рсскй йзк!
  4. Двчк нн пствл смк н стл.

Вывод: Чем старше испытуемый, тем легче читать простые фразы консонантного письма и тем меньше он делает ошибок. При этом речь человека, читающего консонантные слова, все равно содержит гласные звуки.

Однако, когда автором был предложен сложный незнакомый текст, украшенный эпитетами, то он вызвал затруднение не только в чтении, но и в понимании смысла. Участники потратили много времени на дешифровку, и текст так и не был прочитан полностью правильно.

Вывод: Для специфики русского языка характерна омонимия корней, поэтому чтение текстов, написанных консонантным письмом, всегда включает элемент дешифровки и вызывает затруднения у любых возрастов.

Эксперимент № 2 «Доказательство возможности написания обычного русского текста консонантным письмом»

В данном эксперименте необходимо было записать обычный текст консонантным письмом. Текст диктовал учитель, нужно было писать только согласные буквы. Для этого автор подобрал минидиктанты и попросил учителей разных классов продиктовать тексты ученикам. Автор исследования также диктовал тексты взрослым.

Вывод: Чем старше испытуемый, тем легче писать текст любой сложности консонантным письмом, поэтому взрослые практически не делают ошибок.  Начальные классы не справились с заданием.

Социологический опрос учащихся

Для того чтоб сделать вывод о проведенных экспериментах, автором были разработаны специальные анкеты, в которых нужно было ответить на вопрос: «Что вам оказалось легче сделать в консонантном письме: читать или писать?»

Вывод: Испытуемые делали ошибки как при чтении, так и при написании, даже те из них, кому было легко читать и писать консонантным письмом.

Результаты работы/выводы

Выдвинутая гипотеза не подтверждена. Русская система письма не может обойтись без обозначения гласных на письме, так как в русском языке, как и в любом другом языке индоевропейской семьи, гласные звуки всегда играли чрезвычайно важную роль (дам, дом, дым, дум, Дим!). Т.е. вне контекста большинство написаний будет иметь несколько возможных смыслов, которые люди, скорее всего, воспринимают как зашифрованное высказывание. Чтобы прочесть подобное высказывание, нужно, воспользовавшись ключом к шифру, восстановить все пропущенные буквы. Таким образом, чтение текстов, написанных консонантным письмом, всегда включает элемент дешифровки. Поэтому можно сделать вывод о том, что консонантно-вокалическое письмо, в котором ничего не нужно дешифровать, более удобно, чем консонантное письмо. Оптимизация речи русского языка таким способом нецелесообразна.

Награды/достижения

Окружной конкурс научно-исследовательских работ «Истфиллинг», секция- «Русская словесность», 2020 год – победитель

Мнение автора

«Тема работы мной выбрана не случайно, ведь сейчас в наших чатах почти все общаются, сокращая слова. А консонантограмма – это знак, передающий только согласные звуки. Получается, что наше общество возвращается к истокам? Так как консонантное письмо возникло во второй половине II тысячелетия до н. э., деградацию русского языка нельзя допустить! И моя работа как бы в шуточной форме, с интересными экспериментами, заставляет задуматься о том, насколько важно, особенно сейчас, беречь, любить, ценить и сохранить русский язык!»