Проекты*

Влияние режима сна на развитие тревожности и успеваемость учащихся подросткового возраста

Работа – призёр открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Психология и когнитивные науки» среди работ учащихся 10−11 классов

Направление работы: Медицина, Психология, Хронобиология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1329
Предметы: Биология, Психология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Наука для жизни» 2020 года

Актуальность

Жизнь современного подростка очень динамична, и сон зачастую отходит на второй план, что очень плохо, ведь подросткам необходимы 8–9 часов сна в сутки. Ещё в 2006 году исследователи национального фонда сна выяснили, что каждый пятый подросток не получает достаточно сна во время учёбы в школе, а сейчас данный показатель вырос ещё сильнее. Недостаток сна пагубно влияет на успеваемость, от которой в прямом смысле зависит дальнейшая жизнь подростков. В результате нарушения режима сна и бодрствования (позднее засыпание, раннее пробуждение, уменьшение продолжительности сна) происходит нарастание эмоциональных проблем, которые, в свою очередь, вызывают нарушение способности организма сопротивляться внешним воздействиям и заболеваниям, что ещё больше усложняет процесс обучения и организации времени школьников.

Цель

Выявить зависимость повышенного уровня тревожности и успеваемости от сна в условиях, недостаточных для полноценного синтеза гормона мелатонина

Описание

Автор подобрал анкету, определяющую уровень личностной и ситуативной тревожности, составил опросник, выявляющий особенности режима и условий сна, соматическое состояние подростка и его влияние на физическое и психологическое самочувствие, а также на степень удовлетворения школьными успехами.

Автор предложил участникам исследования (ученикам 7, 8 и 10 классов) пройти тестирование на уровень тревожности и в течение недели заполнять составленный автором опросник. Исследование было анонимным – подросткам было предложено придумать себе ник, чтобы в дальнейшем ознакомиться с результатами и получить рекомендации.

 

Результаты работы/выводы

В результате исследования была установлена зависимость, полностью подтверждающая гипотезу о том, что сон в условиях, недостаточных для синтеза мелатонина, ведет к повышению ситуативной и в большей степени личностной тревожности, что, в свою очередь, пагубно влияет на успеваемость подростков.

 

Средние показатели личностной и ситуативной тревожности

 

(ЛТ – личностная тревожность, СТ – ситуативная тревожность)

 

Перспективы использования результатов работы

Результаты работы могут служить рекомендациями по здоровому образу жизни не только для подростков, но и для взрослых.