Проекты*

Какие условия необходимы для того, чтобы успешно изучать два иностранных языка одновременно?

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Психология и когнитивные науки» среди работ учащихся 10−11 классов

Направление работы: Психолингвистика
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1520 им. Капцовых
Предметы: Биология, Психология, иностранный язык
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Наука для жизни» 2020 года

Актуальность

В современном мире, где стираются государственные границы, где быстрыми темпами развиваются международная экономическая интеграция и культурные связи между народами, перед населением планеты встаёт вопрос о необходимости овладения иностранным языком, а порой и несколькими языками сразу. В большинстве случаев изучение ограничивается двумя языками, и, как показывает практика, это вполне осуществимо. Но как только в голове рождается эта идея, сразу же возникает множество вопросов.

Цель

Определение продуктивности грамматико-переводного метода изучения итальянского и испанского языков у учащихся десятого класса с разной выраженностью первой и второй сигнальной системы.

Задачи

1. Рассмотреть современные методики обучения иностранным языкам.

2. Сравнить методики, проанализировать положительные и отрицательные стороны каждой из них.

3. Определить важность использования новейших информационных и телекоммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам.

4. Доказать, что люди с развитым левым полушарием легче осваивают два иностранных языка одновременно, чем правополушарные люди.

Гипотеза

Учащиеся с развитым левым полушарием будут легче осваивать два иностранных языка одновременно, чем правополушарные люди.

Оснащение и оборудование, использованное при создании работы

  • Стандартные программы из пакета IBMSPSS-22

Описание

Процесс становления асимметрии полушарий головного мозга называют латерализацией. Межполушарная асимметрия мозга – это процесс распределения функций между левым и правым полушариями головного мозга. Преобладание одного из полушарий определяет склонности и способности человека. Автор изучил влияние функциональной асимметрии головного мозга на продуктивность изучения двух иностранных языков. В ходе исследования автор проанализировал ответы обучающихся химико-биологического класса на «Опросник формально-динамических свойств личности» Русалова. Обучающимся было предложено проработать несколько тем на ранее не изучаемых испанском и итальянском языках и выполнить психологические тесты, позволяющие оценить выраженность первой или второй сигнальной системы, особенности темперамента, характера и сформированность интеллектуальных логических операций.

Также в исследовании использовалась собственная методика автора, основанная на грамматико-переводном методе изучения иностранных языков. Автором сделаны выводы о большем влиянии развития не левого, а правого полушария головного мозга на успешное изучение двух иностранных языков.

Результаты работы/выводы

На основе проведённого исследования гипотеза о выраженности первой сигнальной системы при изучении двух иностранных языков была опровергнута: учащиеся с большей выраженностью первой сигнальной системы показали большую продуктивность изучения испанского и итальянского языков.

Результаты автоматического линейного моделирования показали значимую связь успешности изучения языков с выраженностью первой сигнальной системы и уровнем мышления.

Вместе с тем, были выявлены особенности в чертах характера. Полученные данные свидетельствуют о том, что продуктивность изучения иностранных языков связана не только с методами изучения и особенностями индивидуальности, но и профилем специализации.

Перспективы использования результатов работы

Результаты работы могут помочь пересмотреть подход к изучению иностранных языков; будет рассматриваться возможность создания методик изучения иностранных языков в зависимости от психологических особенностей обучающихся.

Сотрудничество с вузом/учреждением при создании работы

ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», ФГБУН Институт психологии РАН