Проекты*

Особенности строительства и расположения Нового шёлкового пути

Работа победителя конкурса проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Управление глобальными вызовами»

Направление работы: Экономическая география
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1535
Предметы: География, История
Классы: 11 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» 2021 года

Актуальность

Последние два десятилетия бурного экономического подъёма в Китае превратили его в супердержаву. Экономисты пророчат Китаю мировое господство, вследствие чего в России, граничащей с Китаем ещё со времен покорения Сибири Ермаком, активно вводится изучение китайской культуры и китайского языка. Так, в процессе изучения истории Китая внимание автора привлёк Новый шёлковый путь, который называют главным проектом XXI века.

Цель

Выявление реальной прибыли Китая и стран, на территории которых планируется расположение Нового шёлкового пути.

Задачи:

1. Познакомиться с историей появления и падения первого Шёлкового пути.

2. Определить цели строительства Нового шёлкового пути и выгоду Китая.

3. Рассмотреть расположение нового пути в сравнении с первым Шёлковым путём.

4. Исследовать отношения Китая и стран, через которые планирует пройти Новый шёлковый путь.

Описание

Последние три десятилетия быстрого роста и структурных изменений сделали Китай страной с доходом среднего уровня и локомотивом мировой экономики

Китай становится реальным конкурентом США за мировое лидерство. В отношениях этих двух стран стали намечаться признаки «торговой войны». Для начала активизировались вооружённые силы США и их союзников вблизи китайских берегов. В Малаккском проливе, через который проходит около 90% внешней торговли КНР, расположились корабли береговой охраны США. Одновременно началось создание новой торговой группировки под названием «Тихоокеанское торговое партнёрство», в которое подчёркнуто не пригласили Китай.

Реакцией Пекина на перспективу блокады морских торговых путей стал поиск альтернативных сухопутных маршрутов. Проработка инициативы заняла несколько лет, и в сентябре 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул концепцию «Нового шёлкового пути», выраженную в лозунге проекта «Один пояс — один путь».

 Целью проекта Китая является строительство транспортной инфраструктуры (железных и автодорог, трубопроводов, портов), что должно привести к существенному росту внутриевразийской торговли, а также к интенсификации экономического развития огромных внутренних территорий Евразии, равно как и стран Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки, куда также должен будет дойти «Новый шёлковый путь» (по крайней мере, в его морском варианте).

Задачи, которые Китай рассчитывает решать с помощью проекта «Один пояс – один путь», могут быть сведены к следующему:

1. Создание новых рынков для китайской продукции.

2. Стимулирование развития и модернизации собственной экономики.

3. Изменение структуры экспорта.

4. Индустриализация внутренних провинций Китая.

5. Снижение внутренней миграции.

6. Повышение доли юаня в мировой торговле.

7. Повышение эффективности китайской экономики.

8. Уменьшение потенциальных конфликтных угроз.

Новый Шёлковый путь объединит множество стран, в том числе и оппонентов США (Россию, Пакистан, Иран). Государства – участники пути могут стать весомой политической силой в ближайшем будущем.

С другой стороны, часть стран со слабой экономикой, участвуя в инфраструктурном проекте, рискуют тем, что доходы не покроют проценты по кредитам на их реализацию.

Россия видит для себя совершенно определённые выгоды от участия в китайских проектах, в том числе «Один пояс – один путь». С 2010 года Китай – крупнейший экономический партнёр России. Поэтому для России Китай представляет интерес как покупатель энергоносителей. В рамках проекта «Один пояс – один путь» у России есть все шансы, используя свое географическое положение между Западом и Востоком, стать крупной транзитной страной. Развитие Дальнего Востока и Сибири без огромного грузопотока практически невозможно. Именно это предлагает Новый Шёлковый путь.

Результаты

Автором придумана и реализована настольная игра. В состав игры входят: игральное поле, фишки, карточки. Цели игры: знакомство с разнообразием основных маршрутов в рамках проекта «Один пояс – один путь»; оценка целесообразности, сравнение новых маршрутов, оценка преимуществ и потенциальных рисков; изучение специфики государств на пути следования.

Выводы

  1. Проект ставит под угрозу положение стран, берущих кредиты у Китая, надеясь на выгодность проекта НШП.
  2. Главная задача — проложить наиболее удобный путь продвижения китайских товаров в Европу.
  3. НШП решит также внутриполитические проблемы Китая.

Проект позволяет китайским властям проводить различные манипуляции во внешней политике.