Проекты

Изучение уровня внушаемости среди учеников младшей и средней школы

Работа призера конкурса проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Психология и когнитивные науки»

Направление работы: Психология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 429
Предметы: Биология
Классы: 11 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» 2021 года

Актуальность

Внушение можно рассматривать как один из способов взаимодействия людей в процессе общения. Наряду с убеждением и подражанием оно участвует во многих видах проявления человеческой активности.

В рамках текущего исследования внушаемость рассматривается как следование образцу, примеру, указанию без осознания факта влияния, как склонность школьника к воздействию без критической его оценки. Обучаемость и внушаемость взрослых людей и старших школьников изучалась многими исследователями. Но в психологической литературе недостаточно данных об особенностях обучаемости и внушаемости детей дошкольников и младшего школьного возраста.

Актуальность исследования механизмов внушаемости среди младших школьников обусловлена необходимостью применения внушаемости в педагогической практике, так как доказано, что эффективность обучения зависит не только от совершенствования содержания и методов обучения, но и от уровня развития индивидуально-психологических особенностей детей, в том числе обучаемости и внушаемости.

Цель

Установить уровень внушаемости учеников 1-го, 4-го и 5-го класса и изучить особенности механизмов внушаемости в этом возрасте (6–8, 9–11, 10–12 лет).

Задачи

  1. Определить уровень внушаемости в параллелях 1-го, 4-го и 5-го классов и сравнить данные, полученные для разных возрастов.
  2. Определить, меняется ли уровень внушаемости одного класса во времени.
  3. Определить, как влияет на уровень внушаемости переход из начальной в среднюю школу.
  4. Определить, имеются ли гендерные различия во внушаемости у детей этого возраста.
  5. Установить, зависит ли уровень внушаемости от трудности решаемой задачи.

Гипотезы

  1. Ученики младшей школы легче подвергаются внушению, чем их старшие сверстники.
  2. Девочки больше подвержены внушению.
  3. Сложность поставленной перед испытуемым задачи коррелирует со степенью его внушаемости.

Описание

В исследовании участвовали учащиеся 1-го, 4-го и 5-го классов. При проведении исследований были задействованы трое успевающих учащихся из каждого класса (авторитетные участники), которые являлись тайными помощниками и во время работы с группой давали ошибочные ответы. В качестве первого задания предлагалось решить математическую задачу повышенной сложности, в качестве второго – пройти тест Струпа.

Авторы работы выяснили, что ученики младшей школы легко подвергаются внушению, но по мере взросления уровень внушаемости снижается (развивается способность к критичному мышлению), также уровень внушаемости коррелирует со сложностью задания (в случае возникших затруднений ученики менее полагаются на свое мнение). Результаты всех исследований для всех возрастных категорий продемонстрировали, что девочки менее внушаемы, чем мальчики.

Дополнительно проведен исторический анализ изменения уровня внушаемости в процессе взросления (ряд испытуемых принимали участие в 2020 и 2021 гг.), а также проведен сравнительный анализ реакции участников одного возраста в прошлом и текущем году.

В работе использованы эмпирические методы исследования – наблюдение и психологический эксперимент. Исследование проводилось накопительным методом в течение 2020–2021 гг. В общей сложности в исследовании приняли участие более 100 учеников (56 учеников – в 2020 г.; 130 учеников – 2021 г.).

Результаты работы/выводы

  1. Ученики младшей школы легче подвергаются внушению, чем ученики средней школы.
  2. При переходе из начальной в среднюю школу уровень внушаемости в одной и той же группе снижается.
  3. Первоначальное предположение о большей внушаемости девочек не нашло подтверждения. В обоих исследованиях девочки показали меньшую внушаемость.
  4. Уровень внушаемости коррелирует со сложностью задания: при решении более сложной задачи неуверенные в себе ученики легче поддаются внушению со стороны успешных товарищей, при решении легкого задания чаще полагаются на собственное мнение.

Из полученных результатов можно сделать вывод о том, что приемы внушения можно использовать в качестве дополнительных приемов для повышения эффективности обучаемости, но максимальный эффект будет получен в аудитории 1–2-го класса и преимущественно по отношению к ученикам мужского пола.

Перспективы использования результатов работы

Проведенная работа позволила получить практический опыт проведения исследования в социуме. В качестве перспективных направлений исследования представляется необходимым расширение перечня заданий (диверсификация состава заданий и уровня их сложности), а также включение в состав испытуемых учеников более старших возрастных категорий.