Проекты*

Практическая работа по географии: выращивание кристаллов галита

Работа победителя открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Прикладная химия. Материаловедение» среди работ учащихся 7−9 классов

Направление работы: Кристаллография
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1811
Предметы: Химия
Классы: 8 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Наука для жизни» 04−05 апреля 2019 года

Актуальность

На уроках географии обучающиеся выполняют практическую работу по выращиванию кристаллов поваренной соли (галита). В настоящий момент в розничной торговой сети представлено множество различных сортов соли. Автор работы попытался определить лучший тип соли и лучшие условия для выращивания кристаллов галита в домашних и лабораторных условиях, а также проверить на практике описанные в литературе свойства минерала.

Цель работы

Основной целью работы является определение наиболее пригодного типа соли для выращивания кристаллов галита в домашних условиях и установление зависимости размера кристаллов от объёма исходного раствора.

Содержание работы

Работа состоит из двух частей. Первая – реферативная, посвящена описанию диагностических свойств минерала. Вторая – практическая. В этой части работы проведены следующие эксперименты.

Первый. Проверяет изменение цвета пламени спиртовой горелки при внесении в неё минерала галит. Изменение цвета описано в литературе и подтверждено практикой.

Второй. Выращивание кристаллов в объёме 100 мл нормально солёного (34 промилле) раствора. Проведён анализ кристаллов, описаны их форма и размер, определён тип соли, показавший наилучшие результаты.

Третий. Выращивание кристаллов в объёме 500 мл такого же раствора. Также определён сорт соли, показавший наилучшие результаты. На основе экспериментов 2 и 3 определена наиболее пригодная соль для практических работ. Ею оказалась «Мозырьсоль» (пищевая, поваренная, экстра). Беларусь, Гомельская область, г. Мозырь.

Оснащение и оборудование, использованные в работе

При проведении исследования нами были отобраны шесть наиболее широко распространённых сортов соли. Кроме этого, применялись аналитические весы, мерные колбы, химическая посуда, спиртовая горелка, фотоаппарат и иное оборудование для осуществления эксперимента.

Выводы

В работе рассмотрены физические свойства галита. Многие из них сравнивались с описанными в различных литературных источниках. Все они подтвердились. За 2017−2019 годы было проведено три эксперимента по выращиванию кристаллов галита, которые дали интересные результаты, описанные выше.

Были изучены вопросы генезиса этого минерала и его практического использования, в том числе на уроках географии в 5 классе при выполнении учениками практической работы по самостоятельному выращиванию кристаллов минерала. Было проанализировано шесть образцов различной соли и установлено, что для практических работ по итогам двух последних экспериментов больше всего пригоден образец № 1 – «Мозырьсоль» (пищевая, поваренная, экстра). Беларусь, Гомельская область, г. Мозырь. Именно эта соль даёт хорошие кристаллы, что, несомненно, увеличит интерес учеников к процессу познания окружающей среды.

Перспективы использования результатов работы

Результаты исследования возможно рекомендовать учителям географии при организации практических работ на уроках в 5-х классах при изучении минералов и горных пород.

Награды/достижения

Школа Ломоносова № 1530 – 1 место.

Конкурс экологических проектов, ГБОУ Школа № 446 – 3 место.

Конкурс проектов и фоторабот учащихся образовательных учреждений «Богатства недр моей страны», Музей истории Земли им. В.И. Вернадского – участник.

XLIII Ежегодный конкурс исследовательских работ учащихся города Москвы «Мы и биосфера» – участник.