Проекты*

Анализ зависимости развития розничных продовольственных торговых сетей и доходов населения в федеральных округах РФ на примере ЦФО, СФО, СКФО и ДФО за 2019–2021 гг.

Работа призёра конкурса проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Экономика»

Направление работы: Экономика
Авторы работы: ГБОУ Школа № 656 имени А. С. Макаренко
Предметы: Экономика
Классы: 8 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» 2021 года

Актуальность

Почти каждый день люди посещают сетевые магазины и приобретают там продуктовые товары и предметы ежедневного пользования. Такой вид взаимодействия между покупателем и продавцом гораздо удобнее: в одном магазине сконцентрированы практически все товары, необходимые человеку как ежедневно, так и для длительного пользования.

Пропадает необходимость за каждый вид товара расплачиваться отдельно. Именно поэтому сетевой ретейл стал популярным в XXI веке, вытеснив «классические рынки». Стало появляться огромное количество магазинов, ориентированных на разных покупателей.

Цель

Определение зависимости между количеством розничных продовольственных торговых сетей, финансовым благополучием и численностью населения в четырёх федеральных округах (ЦФО, СФО, СКФО, ДФО).

Задачи

1. Определить методы обработки исследуемых данных.

2. Выявить наиболее популярные торговые сети и посмотреть, в чём их различия.

3. Определить ценовую политику и целевую аудиторию сетевых магазинов.

4. Составить таблицу по количеству выбранных нами магазинов в различных регионах.

5. Изучить экономическое благосостояние регионов Центрального, Сибирского, Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов.

6. Определить зависимость между покупательскими способностями населения и количеством магазинов в регионах.

Описание

На начальном этапе авторы ознакомились с методами расчёта зависимости одной переменной от другой. Эта операция называется корреляцией. Метод, который позволяет обнаружить зависимость между несколькими случайными величинами, называется корреляционным анализом.

На первом этапе исследования было дано понятие торговой сети, установлена классификация сетевых магазинов, определены наиболее популярные торговые сети и описана их деятельность.

Для наиболее распространённых розничных сетей определена их ценовая политика и целевая аудитория.

На втором этапе авторы определили регионы исследования и то, какие из выбранных торговых сетей представлены в выбранных регионах, проанализировали финансовое благополучие населения в  этих регионах.

Далее авторы полученные данные внесли в соответствующие таблицы: численность населения в федеральном округе и данные по среднедушевому доходу населения на конец 2019 и начало 2021 годов, количество выбранных магазинов в соответствующих федеральных округах.

Изучив экономическое благосостояние населения в анализируемых федеральных округах, авторы определили зависимость между покупательскими способностями населения, численностью населения и количеством магазинов в регионах.

Результаты/выводы

  1. Зависимость количества магазинов от доходов населения по анализируемым федеральным округам умеренная. При этом зависимость количества магазинов от количества населения велика.

Это видно по среднему коэффициенту корреляции.

  1. Если рассматривать данные показатели в разрезе федеральных округов, то в ЦФО большая численность населения и большее количество магазинов, но и доходы населения здесь выше; в ДФО тоже высокие доходы у населения, но численность населения меньше и чрезвычайно маленькое количество магазинов рассматриваемых сетей.
  2. Торговые розничные сети «Перекрёсток» и «Азбука вкуса» ориентированы на людей с доходом выше среднего. Это видно из расположения их магазинов: «Азбука вкуса» открывает свои точки только в ЦФО (Москва, МО и Санкт-Петербург), а «Перекрёсток» – в ЦФО и немного в СФО.

Перспективы использования результатов работы

В ходе исследовательской работы получены статистические данные по количеству магазинов указанных сетей, по численности населения, по благосостоянию населения за исследуемый период по федеральным округам. Опираясь на эти данные, можно планировать открытие новых магазинов (их необходимость).