Проекты*

Изучение восприятия COVID-19 подростками в условиях пандемии на основе графосемантического моделирования

Работа призёра конкурса проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Психология и когнитивные науки»

Направление работы: Психолингвистика
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1315
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» 2021 года

Актуальность

Стрессогенный потенциал текущей пандемии COVID-19 очевиден, о чём свидетельствуют научные публикации С.Н. Ениколопова, Ю.П. Зинченко, Д.В. Ковпака, Е.И. Первичко, Н.В. Сидячевой, И.Г. Скотниковой, А.Ш. Тхостова и др. Актуальность настоящего исследования обусловлена отсутствием данных о влияния пандемии на такую достаточно уязвимую возрастную группу, как подростки. Пандемия COVID-19 – настоящее испытание для психики старшеклассников, а наличие тревожных состояний на фоне длительного стресса является серьёзной проблемой. Неопределённость, социальная изоляция, вынужденный переход на дистанционное обучение и изменение формата взаимодействия неблагоприятно отражаются на их эмоциональном фоне, порождают страхи и раздражение, способствуют социальной дезадаптации.

Цель

Выявление особенностей восприятия коронавируса и пандемии COVID-19 подростками на основе семантической карты коронаконцептов.

Задачи

  1. Описать социально-психологические аспекты пандемии COVID-19, а также эмоциональные состояния, связанные с переживанием тревоги и стресса.
  2. Определить термин «коронаконцепты» в языковом сознании старшеклассников.
  3. Провести ассоциативный онлайн-эксперимент и обработать полученные данные в информационной системе «Семограф».
  4. Создать семантическую карту и визуализировать модель коронаконцептов в программе SciVi.
  5. Проанализировать объёмы тематических полей коронаконцептов, интерпретировать их содержание, установить значимые семантические связи.

Оснащение и оборудование, использованное при создании работы

  • «Семограф» – информационная система экспертного и машинного анализа языкового контента
  • SciVi – мультиплатформенная система научной визуализации данных

Описание

Для изучения особенностей восприятия COVID-19 подростками в условиях пандемии был применён комплекс методов психолингвистического анализа. Графосемантическое моделирование коронаконцептов, представленных в языковом сознании, выполнено на материале цепного ассоциативного онлайн-эксперимента (посредством Google Forms) в период высокого темпа распространения коронавируса – с 07.12.2020 по 10.12.2020.

На первом этапе осуществлялся сбор материала с помощью методики цепного ассоциативного эксперимента, который проходил в формате онлайн в период с 07.12.2020 по 10.12.2020. Респондентами стали 246 старшеклассников в возрасте от 15 до 18 лет (174 девушки, 70,7%, и 72 юноши, 29,3%), средний возраст – 16,4 лет; общее количество реакций – 1613. Участникам онлайн-эксперимента предлагалось заполнить форму Google Forms и написать 4–5 слов и/или словосочетаний, которые возникают у них на стимул «коронавирус». Ссылка на Google Forms размещалась в чатах социальных сетей «ВКонтакте», «Instagram», «WhatsApp». Все участники дали согласие на обработку данных в анонимном и обобщённом виде.

На втором этапе моделирования полученные реакции экспортировались в информационную систему «Семограф» для последующего полевого анализа. Для этого был разработан двухуровневый классификатор. На первом уровне было создано 14 тематических полей.

На третьем этапе осуществлялась автоматическая обработка данных. Были сгенерированы объемы тематических полей и рассчитана семантическая карта коронаконцептов, фиксирующая силу связи между полями. При наличии у одного респондента реакций, приписанных данным полям, устанавливается связность полей.

На четвёртом этапе полученная в результате анализа реакций семантическая карта коронаконцептов на платформе SciVi отображается в виде кругового графа.

После этого авторы перешли к изучению содержания значимых тематических полей коронаконцептов, представленных в языковом сознании подростков, и их семантических связей.

Результаты работы/выводы

На основе сконструированной в ИС «Семограф» семантической карты коронаконцептов выделены наиболее объёмные тематические поля, включающие эмоциональные реакции на стимул «коронавирус»: негативные эмоции (19,1%), социальная изоляция (12,6%), медицина (10,7%), пандемия (10,6%).

В результате полевого анализа зафиксированы значимые семантические связи между изучаемыми явлениями, что позволило сделать соответствующие выводы.

  1. Установлено, что восприятие коронавируса в качестве угрозы связано с актуализацией психологических страхов подростков, а именно – страха заражения и негативных последствий болезни.
  2. Показано отрицательное влияние социальной изоляции и стресса на психоэмоциональный статус подростков: преобладают COVID-19-страхи, состояния тревоги и напряжения.
  3. Оказалось, что старшеклассники практически не подвержены влиянию инфодемии коронавируса даже при условии активного использования интернета и социальных сетей длительное время.
  4. Коронаконцепты, представленные в языковом сознании подростков, отражают защитные реакции на стрессовые условия пандемии COVID-19. Реакции связаны с психологической адаптацией к травмирующей информации о пандемии и характеризуют переживание стресса на определённых его стадиях.

Перспективы использования результатов работы

Результаты исследования в дальнейшем будут использованы для сравнительного анализа и изучения содержательных характеристик коронаконцептов, представленных в языковом сознании подростков в постковидный период. Полученные данные помогут выявить наличие факторов массовизации психологических страхов подростков в период пандемии COVID-19.

Награды/достижения

Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы», направление «Когнитивные исследования» (ОЦ «Сириус», 2021) – победитель.

Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ школьников «МГК-2021», направление «Когнитивные исследования» – победитель.

Конкурс исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж», секция «Психология» (г. Москва, НИУ ВШЭ, 2021) – победитель.

Российская научная конференция школьников «Открытие», секция «Психология» (г. Ярославль, 2021) – победитель.

Всероссийская (с международным участием) научная конференция учащихся имени Н.И. Лобачевского, секция «Психология» (г. Казань, 2021) – дипломант II степени

Мнение автора

«Проведённая исследовательская работа вызвала научный интерес у психологов и педагогов, так как она направлена на решение актуальной темы, связанной с вопросом психологического благополучия молодого поколения.

Выражаю благодарность организаторам конференции «Наука для жизни» за возможность представить результаты работы и получить опыт научного доклада в секции «Психология и когнитивные науки»