Проекты

Особенности развития эмоционального интеллекта и формирования самоотношения у подростков и связь между ними

Работа призёра конкурса проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Психология и когнитивные науки»

Направление работы: Экспериментальная психология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1520
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» 2021 года

Актуальность

В подростковом возрасте происходит социализация человека как личности. Таким образом, начинается развитие эмоционального интеллекта. Подросток как личность начинает выбирать свое место в обществе, адаптируясь или отдаляясь от других людей, впервые подвергается оценкам других, тем самым формируя свое самоотношение.

В данном проекте автор решил рассмотреть, как связаны эмоциональный интеллект и самоотношение в подростковом возрасте.

Цель

Выявить связь эмоционального интеллекта и самоотношения в подростковом возрасте.

Задачи

  1. Рассмотреть основные особенности эмоционального интеллекта у подростков.
  2. Изучить способ устанавливания самоотношения у юношей.
  3. Выявить связь эмоционального интеллекта с самоотношением подростка.
  4. Показать возможность изменения самоотношения из-за посторонних аспектов, влияющих на эмоциональный интеллект.

Описание

Автором были рассмотрены основные особенности эмоционального интеллекта у подростков, изучен способ установления самоотношения в подростковом возрасте, выявлена связь эмоционального интеллекта с самоотношением и показана возможность изменения самоотношения из-за посторонних аспектов, влияющих на эмоциональный интеллект.

С помощью двух опросов, проведенных среди 30 мальчиков и 30 девочек в возрасте 15–16 лет, были выявлены показатели, сходные для обоих полов, в целом характерные для переходного возраста. По результатам исследования было выявлено, что и у мальчиков, и у девочек уровень самопонимания имеет достаточно низкие показатели. Это объясняется тем, что для любого человека подростковый возраст является переломным периодом. Также способность к контролю экспрессии в среднем снижена у обоих полов. В связи с изменениями на физиологическом уровне подросткам тяжелее контролировать свои эмоции, которые проявляются в этом возрасте в повышенной степени. Помимо этого, было обнаружено сходство в высоких показателях по шкале ожидаемого отношения от других, что связано с тем, что подростки в большей степени зависят от мнения окружающих.

 

Помимо сходств с помощью t-критерия были выявлены значимые различия. Одним из них является уровень самоуверенности. У девочек он ниже, чем у мальчиков, и это объясняется тем, что в обществе существует множество стандартов для девушек, которым они должны соответствовать.

Следующее различие состоит в том, что девушки более предрасположены к управлению чужими эмоциями. По устоявшимся принципам современного общества для девочек в большей степени характерны яркие проявления чувств, нежели для мальчиков, поэтому представители женского пола лучше понимают свои эмоции и эмоции окружающих и, таким образом, имеют большее влияние на других людей.

Результаты работы/выводы

  1. Существует прямая связь между уровнем эмоционального интеллекта и самоотношением у подростков.
  2. Во время работы над исследованием была выявлена следующая закономерность: при повышении эмоционального интеллекта повышается и самоуверенность человека. Таким образом, высокий эмоциональный интеллект важен для человека как части современного общества, потому что обеспечивает для него понимание окружающих и уверенность в себе.
  3. С помощью двух опросов, проведенных среди 30 мальчиков и 30 девочек, были выявлены показатели, сходные для обоих полов, в целом характерные для переходного возраста. Но при анализе корреляций были замечены различные явления как у девочек, так и у мальчиков, свидетельствующие о том, что и те и другие испытывают колоссальное давление со стороны общества, и это отражается на их эмоциональном интеллекте и самоотношении.