Проекты

Интернет-зависимость в подростковом возрасте

Работа победителя конкурса проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Психология и когнитивные науки»

Направление работы: Экспериментальная психология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1520
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» 2021 года

Актуальность

Исследование интернет-зависимости в современном общество важно и необходимо из-за растущего использования интернет-ресурсов, что в дальнейшем приводит к нарушению физиологического и эмоционального здоровья подростка. За последние десятилетия были обнаружены и изучены причины формирования интернет-аддикции, одними из которых являются индивидуально-психологические факторы. В рамках данного проекта изучались связи некоторых индивидуально-психологических факторов с уровнем интернет-зависимости среди подростков.

Цель

Исследование особенностей проявления интернет-зависимости в подростковом возрасте.

Задачи

  1. Обзор подходов и исследований интернет-зависимости.
  2. Эмпирическое исследование особенностей проявления интернет-зависимости в подростковом возрасте.

Гипотезы

  1. Чем выше уровень интернет-зависимости, тем более низкими будут показатели социально-психологической адаптированности.
  2. Психологические особенности подростков с интернет-зависимым поведением характеризуются высоким уровнем импульсивности.

Описание

Автор провёл теоретический анализ данных психологической литературы, посвящённой интернет-зависимости (далее ИЗ) среди подростков (Хомерики Н.С, Малыгин В.Л, Емелин В.А, Кибитов А.О, Орзак М.Х и др.), на основании которого были выделены основные и наиболее встречающиеся индивидуально-психологические факторы интернет-зависимости, определены особенности интернет-зависимого поведения подростков.

В ходе проекта были сформированы три группы испытуемых (низкий уровень ИЗ, средний уровень ИЗ, высокий уровень ИЗ) по методу процентилей. Был разработан и проведен социально-психологический опрос на базе Google Form, направленный на выявление уровня ИЗ, общительности, социально-психологической адаптированности и его показателей, импульсивности, а также уровня общительности (за основу были взяты опросник Скотта Каплана (GPIUS2), выявляющий уровень ИЗ, методика оценки уровня общительности В.Ф Ряховского, опросник для исследования уровня импульсивности В.А Лосенковой, методика оценки уровня социально психологической адаптированности К. Роджерса и Р. Даймонда. Также была разработана анкета для изучения качественных особенностей интернет-поведения респондентов. Она включала в себя вопросы о времени, проведенном в Интернете, часто используемых социальных сетях, причинах такого времяпровождения и т.д.  В опросе приняли участие 45 подростков в возрасте 13-17 лет.

Автором был проведён анализ качественных и количественных результатов опроса респондентов на тему связи ИЗ с показателями социально-психологической адаптированности, общительности и импульсивности

Результаты работы/выводы

Полученные результаты отразили неоднозначность связей между параметрами ИЗ и индивидуально-психологическими факторами.

1) Гипотеза о снижении социально-психологической адаптации с повышением уровня ИЗ подтвердилась частично: в группе со средним уровнем ИЗ чем меньше подросток обеспокоен формированием ИЗ, тем он менее адаптивен, нежели чем в группе с низким уровнем ИЗ.

2) Связь интернет-зависимого поведения и импульсивности не подтвердилась.

3) Уровень общительности оказался наиболее высок у респондентов с высоким уровнем ИЗ.

Перспективы использования результатов работы

Результаты данного исследования можно будет применить при детальном изучении факторов формирования интернет-аддикции среди подростков, также они будут полезны для составления программ профилактики интернет-зависимости.

Исследование можно будет усовершенствовать, проведя его с большей выборкой и с гендерным соотношением 1:1, чтобы дополнительно изучить различия в формировании факторов ИЗ среди подростков у представителей женского и мужского пола.

Сотрудничество с вузом/учреждением при создании работы

Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ)

Мнение автора

«Невзирая на некоторые трудности, которые всегда предстают в начале исследования, я довольна проделанной работой, результатами и своим возможно небольшим, но значимым вкладом в изучение ИЗ в подростковом возрасте. Я не только осознала, что могу создать что-то важное, но и смогла набраться опыта в написании исследования, что непременно понадобится мне в будущем 

Создание подобных проектов, направленных на расширение возможностей учащихся в науке, по моему мнению, прекрасно. Школьнику это дает не только опыт в создании своего исследования, отбора нужного материала, но и шанс найти свою сферу в науке, профессии. Кроме того, именно с помощью таких научных конференций образовательные организации могут заметить талантливых, смышлёных ребят, которые, возможно, в будущем смогут внести особый вклад в науку».