Проекты*

Разработка ассистивного средства реабилитации, направленного на помощь незрячим и слабовидящим

Работа победителя открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Математика и механика» среди работ учащихся 7−9 классов

Направление работы: Биоинженерия
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1770
Предметы: Информатика
Классы: 9 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Наука для жизни» 2020 года

Актуальность

По данным ВОЗ, количество людей с ОВЗ составляет около 10% населения. Число абсолютно слепых россиян на сегодняшний день составляет порядка 100 тыс. человек, инвалидов по зрению – более 600 тысяч. Общее количество детей с ОВЗ по Москве составляет около 1200, из них 15% полностью слепые.

Дети с ограниченным зрением обучаются в интернатах, им не хватает современных учебных пособий, в частности – по ориентированию в пространстве. В ходе общения была выявлена потребность в пособии по навигации, которое помогает детям ориентироваться в пространстве.

Цель

Разработка и внедрение технического средства, представляющего собой набор стандартных фигур и доски с полостями для хранения, использование которого будет способствовать развитию мобильности как тотально слепых, так и слабовидящих.

Задачи

  1. Создание прототипа.
  2. Проведение апробации готовой продукции, доработка, согласно отзывам, незрячих и слабовидящих.
  3. Подготовка методических рекомендаций по работе с набором.

Оснащение и оборудование, использованное при создании работы

  • 3D-принтер

Описание

Методический конструктор для слепых и слабовидящих «Сириус» предназначен для моделирования маршрута для незрячих и слабовидящих. Методический конструктор позволяет выстраивать объёмные макеты улиц и воспроизводить звуковое окружение. С помощью объектов местности (дорог, зданий, деревьев, пешеходных переходов и т. д.) ассистент выстраивает макет улицы, которую требуется изучить, затем с помощью мобильного приложения устанавливает на различные отрезки пути звуковое окружение. Это могут быть как встроенные звуки, так и звуки, записанные самим ассистентом или слепым.

Такой набор могут использовать как обычные незрячие люди, так и реабилитационные центры, и специализированные школы. С помощью различных блоков можно выстраивать планы класса, карты районов, ситуации на дороге и т. д.

 

Результаты работы/выводы

Разработано техническое средство, предназначенное для слепых и слабовидящих людей.

Набор можно использовать для обучения слепых и слабовидящих людей 
1) нахождению в пространстве. Сначала человек с ОВЗ по зрению должен понять, где он находится (это может быть улица, учебное заведение, общественное место). После этого у него должно появиться понимание и осознание того, какие дальнейшие действия надо предпринять;

2) ориентации в пространстве. После того как человек понял, где он находится, ему необходимо выстроить маршрут на интерактивной карте набора, за счёт тактильности деталей у незрячего или слабовидящего появляется понимание того, что у него в руках. Использование ярких деталей предназначено для того, чтобы люди с ослабленным зрением чётко представляли детали, так как чёрный и белый цвета у них сливаются;

3) передвижению в пространстве. Завершающим этапом является передвижение слепого или слабовидящего по маршруту вместе с сопровождающим и с помощью трости-поводыря. Они проходят маршрут и таким образом запоминают его. Данный процесс обучения занимает от 3 до 6 месяцев. С помощью различных блоков можно выстраивать планы класса, карты районов, ситуации на дороге и т. д.

Перспективы использования результатов работы

В начале 2020 года планируется разработать уникальное пособие совместно со специализированными интернатами Подмосковья, один из которых помог инициировать проект.

Награды/достижения

Хакатон «Технологии возможностей» – призёр.

Конкурс школьных проектов «Кубок Преактум» – финалист.

Конкурс инновационных и мейкерских проектов «Инномейк» – призёр.

Конкурс проектов кружкового движения «РЕАКТОР» – победитель.