Проекты*

Расширение базы микропрепаратов по зоологии в школьном кабинете биологии

Работа – призёр открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Биотехнологии. Молекулярная биология. Генетика» среди работ учащихся 10−11 классов

Направление работы: Микробиология, Микропалеонтология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1501
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Наука для жизни» 2020 года

Актуальность

Школьный набор микропрепаратов по зоологии ограничивается лишь 10 объектами. Мы решили исследовать, какие таксономические группы организмов, представленных в виде фоссилий, можно использовать для препарирования, и расширить за их счёт указанный набор.

Цель

Определить, какие таксономические группы организмов, представленных в виде фоссилий, можно использовать для изготовления микропрепаратов при изучении раздела «Зоология»

Задачи

  1. Изучить литературу, в которой описываются методы изготовления постоянных микропрепаратов, а также источники, в которых рассмотрены фоссилии, которые мы препарировали
  2. Разработать доступную и удобную методику изготовления микропрепаратов
  3. Собрать коллекцию микропрепаратов, которая может использоваться учащимися в процессе изучения раздела «Зоология»
  4. Апробировать собранную коллекцию

Оснащение и оборудование, использованное при создании работы

  • Бинокулярный микроскоп TH-9202
  • Микроскоп «Юннат»
  • Микроскоп Leica DM 2500

Описание

Работа проводилась в несколько этапов:

1) сбор образцов, извлечение объектов изучения из породы, отнесение найденных останков микроорганизмов к различным таксономическим группам;

2) разработка методики изготовления микропрепаратов, изготовление микропрепаратов;

3) изготовление фотографий, в том числе выполненных с помощью электронного микроскопа;

4) апробация полученных микропрепаратов в процессе изучения раздела «Зоология».

Метод сбора и извлечения микрофоссилий

После сбора породы, которая предположительно содержала микрофоссилии, автор растворял её в уксусной кислоте, фильтровал получившуюся смесь в сите с мельничным газом. Полученный фильтрат высушивался.

В процессе изучения фильтрата под большим увеличением извлекались различные микрофоссилии.

Методы изготовления микропрепаратов

На предметное стекло фиксировался объект с использованием клейкого вещества «POXIPIL», затем приклеивалась этикетка, содержащая информацию об объекте.

Результаты работы/выводы

В результате работы было изготовлено более 280 препаратов останков организмов, принадлежащих к следующим таксономическим группам: простейшие, мшанки, иглокожие, брюхоногие и двустворчатые моллюски, конодонты и низшие позвоночные. Мы смогли изготовить препараты этих групп организмов, поскольку их окаменелые останки достаточно распространены и находятся в микроскопическом размерном классе.

Перспективы использования результатов работы

Изготовленные препараты используются десятиклассниками при выполнении практических работ на уроках биологии при изучении ряда тем раздела «Зоология».

Сотрудничество с вузом/учреждением при создании работы

ФГАОУ ВО Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, кафедра патологической анатомии им. академика А.И. Струкова

Награды/достижения

  1. Городской этап конкурса «Отечество» – призёр
  2. Городской этапа конкурса «Экофорум» – лауреат