Проекты*

Арктика: ты чья?

Работа призёра конкурса проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Общественно-научные предметы»

Направление работы: Геополитика
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1367
Предметы: География, История
Классы: 10 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» 2021 года

Актуальность

Арктика является геостратегическим и геополитическим регионом, в котором формируются и исполняются интересы арктических государств, в том числе Российской Федерации. В исследовании рассматриваются причины борьбы за полярные территории, перспективы и варианты определения границ данного района.

Цель

Установить территориальные владения и притязания разных стран на арктический бассейн.

Задачи

  1. Провести опрос среди обучающихся 10-11 классов ГБОУ Школы № 1367.
  2. Определить государства, у которых есть территориальные владения в Арктике.
  3. Уточнить наличие природных ресурсов в северной полярной области Земли.
  4. Проанализировать причину разногласий распределения территорий государствами.

Описание

В ходе проектной работы автором изучены материалы по теме, проведен анализ литературных источников, составлены вопросы для проведения опроса по теме «Арктика». В опросе принял участие 71 обучающийся 10–11 классов школы № 1367. Правильные ответы на вопросы показали, что учащиеся достаточно заинтересованы в изучаемой проблематике, а неправильные ответы респондентов отобразили их не совсем достаточное знание именно углубленных знаний об Арктике, а также её истории.

Автор исследования изучил варианты определения границ Арктики, историю ее освоения, а также вопрос ценности данного региона с точки зрения природных ресурсов. Эксперты геологической службы США (USGS) считают, что в Арктике находится пятая часть неисследованных извлекаемых запасов нефти и природного газа. Потенциальные запасы нефти в этом регионе — 12,3 млрд. тонн, газа — 47,3 трлн. куб. м. Всего в Арктике, по оценкам USGS, находится до 13% еще не открытых мировых запасов нефти и до 30% — газа. Также нужно подчеркнуть количество пресной воды, находящейся в Арктике. Это ценнейший ресурс для всего мира, представленный на полюсе в виде 1/5 общемирового запаса. Все эти факторы могут послужить причиной притязаний на территорию Арктики.

Сегодня Арктика разделена согласно секторальному подходу на пять зон: российскую, американскую, канадскую, норвежскую и датскую. Границы секторов Арктики установлены национальными законодательствами арктических государств. Единственная страна, арктические владения которой определены и закреплены на международном уровне, – Норвегия (в 1920 году был подписан Шпицбергенский трактат).

В настоящее время для арктических государств предметом спора остается вопрос о разделе континентального шельфа.

Одной из причин активного политического участия стран в судьбе Арктики является Северный морской путь (СМП). 25 апреля 1919 г. был учрежден Комитет Северного морского пути — первое государственное учреждение, созданное для организации морских перевозок в Арктике.

В настоящее время СМП может стоять наряду с Суэцким каналом. По этим путям происходит переход груза из Европы в Азию и наоборот.

Результаты работы/выводы

  1. Арктика как регион мира не имеет общепризнанных границ, существует несколько вариантов определения границ.
  2. Арктика разделена на пять секторов, основанием которых служат северные границы США, России, Канады, Дании и Норвегии, боковыми гранями — меридианы, а вершиной — Северный полюс. Вопрос о разделе континентального шельфа является единственным серьёзным предметом спора для арктических государств.
  3. Арктика богата практически всеми видами природных ресурсов.
  4. Арктика на современном этапе является геостратегическим и геополитическим регионом по нескольким причинам: освоение и использование Северного морского пути, богатейшие минеральные биологические и климатические природные ресурсы.
  5. Результат опроса, проведенного среди учеников школы, показал, что обучающиеся заинтересованы в изучении данной темы, но испытывают необходимость в получении дополнительной информации для повышения уровня знаний об Арктике, её истории.

Мнение автора

«Я была рада участвовать в данной конференции, так как она дает возможность школьникам показать свои дополнительные знания, получить опыт в публичных выступлениях».