Проекты

Марикультура как симбиоз человека и природы

Работа победителя конкурса проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Экология и природопользование»

Направление работы: Аквакультура
Авторы работы: ГБОУ Школа № 2070
Предметы: Биология, Экология
Классы: 7 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» 2021 года

Актуальность

В современном мире наблюдаются тесные отношения между человеком и природой, в которых человек в подавляющем большинстве случаев извлекает пользу только для себя. Речь идёт, например, о потреблении невозобновляемых (non-renewable) источников энергии. Возможно ли создание таких форм производства, при которых человек, извлекая выгоду, заботится о сохранности окружающей среды? Примером для рассмотрения может служить марикультура (от лат. marinus – морской) – направление аквакультуры, занимающееся разведением или выращиванием морских гидробионтов. В работе рассматривается вопрос пользы морепродуктов, а также рентабельности ферм по разведению морских гидробионтов.

Цель

Определение эффективности использования марикультуры в защите акватории Чёрного моря.

Задачи

  1. Выяснить особенности экосистемы Чёрного моря.
  2. Изучить степень антропогенного влияния на экосистему Чёрного моря.
  3. Предложить пути решения экологических проблем черноморского бассейна.
  4. Изучить явление марикультуры.

Описание

Для реализации проекта привлечены следующие ресурсы: Музей подводной археологии (г. Феодосия), краеведческие музеи г. Феодосии и г. Евпатории, исторический музей г. Судака, океанариум г. Севастополя, экологический музей «Морские курьёзы» (пос. Штормовое), мидиево-устричная ферма (Крым, г. Новоозёрный, оз. Донузлав).

Этапы реализации проекта:

- изучение экосистемы Чёрного моря и озера Донузлав, оценка его биоразнообразия (на примере исчезновения некоторых видов),

Карта составлена автором по материалам, предоставленным ВДЦ «Орлёнок»

- проведение образовательно-просветительской работы среди отдыхающих,

- изучение работы фермы по выращиванию мидий и устриц,

- организация и проведение опросов аудитории разных возрастов для выявления объективного отношения к морепродуктам.

Практическая часть работы направлена на уменьшение экологического следа и на поиски промышленного производства, дружественного к окружающей среде.

Марикультура является примером такого производства:

  1. Происходит очищение большого объёма воды за счёт естественной фильтрации.
  2. Сохраняется и улучшается экосистема водоёмов.
  3. В результате хозяйственной деятельности производится ценный продукт.
  4. Мидиево-устричная ферма – это пример безотходного производства.
  5. Компании несут ответственность за соблюдение санитарных, экологических норм.

В опросе об отношении к морепродуктам приняли участие около 100 человек в возрасте от 11 до 50 лет.

Результаты

1. Составлена карта, иллюстрирующая степень антропогенного загрязнения, собрана коллекция образцов с примерами явления обрастания.

2. Проведены обучающие мастер-классы для детей, а также экскурсия в музее «Морские курьёзы» об опасности исчезновения представителей морской флоры и фауны.

3. Автором написана поучительная книга для детей, составлена листовка о грамотном экоповедении туристов во время отдыха.

4. Собран материал о работе мидиево-устричных ферм, марикультурного хозяйства.

Выводы

  1. Работа ферм по выращиванию моллюсков позитивно влияет на экосистему Чёрного моря.
  2. Мидиево-устричные фермы, согласно мнению специалистов, являются одними из самым малозатратных и прибыльных.
  3. Таким образом, хозяйственная деятельность человека может быть, помимо выполнения основной задачи, направлена на сохранение и улучшение состояния окружающей среды.

Перспективы использования результатов работы

  1. Изучение речных гидробионтов и развития речной аквакультуры.
  2. Выращивание морских растительных гидробионтов (морская капуста) в промышленных масштабах.
  3. Посещение малонаселённых мест, подходящих для марикультурных ферм (с учётом развития отечественного туризма), составление карты таких мест.