Проекты

«Своевольные смыслы», или Микроисторическое исследование лексики XIX–XXI веков на материале НКРЯ»

Работа призёра конкурса проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Филология»

Направление работы: Лингвистическая русистика
Авторы работы: ГБОУ МО «Одинцовский «Десятый лицей»
Предметы: Русский язык
Классы: 11 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» 2021 года

Актуальность

Можно следить за исторической судьбой слова с любого момента его жизненного пути. В судьбах слов раскрываются законы изменения значений на разных стадиях языка и мышления – со всеми социально-обусловленными отклонениями в развитии отдельных цепей явлений. Исторически меняется как смысловой объем слова, так и его внутренняя сущность. Таким образом, диспропорция между современным понятием о слове и восприятием слова на других стадиях развития создает противоречия в понимании самой лексической единицы как объекта исторического исследования.

Например, насколько употребляемые авторами XIX века (в частности, М. Ю. Лермонтовым) лексические единицы понятны читателям и актуальны в наше время?

Цель

Создание сборника научно-популярных очерков, посвященных истории изменения значения слов.

Задачи

  1. Знакомство с организацией и устройством Национального корпуса русского языка.
  2. Изучение и описание изменений в значении и употреблении лексем русского языка на протяжении XIX–XXI веков на материале Национального корпуса русского языка.
  3. Формирование стратегии анализа текста художественного произведения.

Описание

  1. Первый этап – диагностика.

На данном этапе авторы работы познакомились с материалами Национального корпуса русского языка, «Словаря XI–XVII веков» и «Словаря XVIII века».

  1. Основной этап

Авторами было проведено анкетирование учащихся 10-11-х классов, отбор слов и написание очерков, посвящённых им. Для анализа были отобраны 10 слов из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и других произведений.

Результат – систематизирование и интерпретирование результатов, составление сборника.

  1. Заключительный этап

На данном этапе авторы составили сборник научно-популярных статей «Своевольные смыслы», посвященный истории изменения значений слов и отвечающий на вопрос «Как менялась лексика на протяжении веков?».

Статьи построены следующим образом:

1. Краткая история: освоение стратегии составления лингвистического и исторического комментария;

2. По данным словарей XXI–XVII и XVIII–XIX веков: освоение навыка работы с электронными словарями;

3. Работа с Национальным корпусом русского языка: освоение навыка работы с электронными базами данных и лингвистическими корпусами;

4. Хронология значений слов: формирование навыка составления научно-популярных очерков.

Результаты работы/выводы

В ходе работы над проектом были достигнуты поставленные задачи:

  1. Авторы научились работать с таким обширным ресурсом, как Национальный корпус русского языка.
  2.  Авторы проследили за лексическими изменениями исследуемых слов и проанализировали тексты художественных произведений; разработали подробный план и алгоритм написания очерков и построения графиков, которые способствуют более наглядному отображению материала.
  3. Авторы создали статьи, посвященные истории слов, и объединили их в один сборник очерков.

Результатом работы стал изготовленный и напечатанный сборник научно-популярных очерков, каждый их которых посвящен истории значений одного слова.

Награды/достижения

1) XXII научно-практическая конференция лицейского научного общества обучающихся «ПРОМЕТЕЙ», секция «Любители словесности» – победитель.

2) Конкурс школьных проектов «Наука начинается в школе» секция «Тайна и сокровища русского языка» – диплом III степени.

3) Круглый стол «Вопросы лингвистики и международной коммуникации» в рамках III студенческий межвузовской научно-практической конференции «Актуальные вопросы студенческой науки в современном информационном обществе» – участник.

4) Межрегиональная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку о языке. Гольцовские чтения» – 3-е место