Проекты*

Наиболее эффективные способы определения лжи по внешним признакам среди подростков (мимика, жесты, речь)

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Психология и когнитивные науки» среди работ учащихся 7–9 классов

Направление работы: Психологическое исследование
Авторы работы: ГБОУ Школа № 109
Предметы: Биология, Психология
Классы: 9 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Наука для жизни» 2020 года

Актуальность

Работа посвящена методам определения лжи по внешним признакам, которые используют подростки (13–17 лет). Для исследования были отобраны заранее отснятые видеоролики и загружены в Eye Tracker. Для сбора результатов опроса был создан опросник в Google Forms.

Цель

Помочь подросткам в их общении с другими подростками

Оснащение и оборудование, использованное при создании работы

  • Eye Tracker

Описание

Авторы работы сняли 20 видеороликов, в которых подростки рассказывали истории, являющиеся правдой, либо полностью выдумкой.

Авторами были отобраны 6 роликов с наиболее яркими и запоминающимися, отвлекающими внимание историями, которые они загрузили в приложение для Eye Tracker (прибор, фиксирующий движения глаз). Создали анкету, состоящую из 12 вопросов, по два на каждое видео:

  1. Врёт ли человек на видео или говорит правду?
  2. Как вы это определили?

19 подростков были приведены в лабораторию когнитивных наук, где они отсмотрели все видеоролики и ответили на вопросы анкеты, а движения их глаз были зафиксированы прибором. Материалы с Eye Tracker были отсмотрены и проанализированы, составлена таблица, объединяющая результаты.

Результаты работы/выводы

Исходя из графика (по оси х указаны признаки, которые упоминали испытуемые, по оси у указано количество упоминаний данного признака в опросе по определению правдивости истории), можно сделать вывод, что те, кто давал правильные ответы по поводу истинности, больше внимания уделяли жестам, взгляду человека на видео и содержанию истории, нежели люди, которые давали неправильные ответы.

Люди, которые сделали неверные выводы, заостряли внимание на общем состоянии (нервозность, спокойствие, весёлое состояние, напряжённость лжеца и т. д.) и речи. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что эффективнее определять ложь по мимике, при этом уделяя внимание деталям. Также можно выдвинуть гипотезу, что у человека с закрытым лицом сложнее распознать ложь, так как нельзя наблюдать мимики, а саму ложь можно будет определить только лишь по голосу и контексту (содержание истории).

Перспективы использования результатов работы

Предлагается провести ещё одно исследование, в котором подростки будут пытаться определить ложь конкретно по лицу человека на видео. Таким образом, можно будет выделить наиболее чёткие признаки сокрытия лжи у подростков для её распознавания. В перспективе – запись обучающего видео для подростков с целью помочь в решении их повседневных проблем, связанных с ложью.

Сотрудничество с вузом/учреждением при создании работы

МГППУ, Центр профориентации и довузовского образования «PRO PSY», лаборатория когнитивных наук