Проекты*

Разработка онлайн-сообщества по продуктивной подготовке к предпрофессиональному экзамену по биологии

Работа победителя открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Психология и когнитивные науки» среди работ учащихся 10−11 классов

Направление работы: Педагогика
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1195
Предметы: Биология, Психология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Наука для жизни» 2020 года

Актуальность

На сегодняшний день предпрофессиональный экзамен по биологии играет большую роль для обучающихся старших классов. Этот экзамен сложнее, чем ГИА, поскольку ориентирован на абитуриентов медицинских вузов, но к нему можно подготовиться, если иметь необходимые ресурсы для подготовки. Однако доступ к специальным учебникам по профильной биологии и курсам по подготовке к этому экзамену есть не у всех обучающихся. Поэтому актуально создание бесплатного и доступного продукта, для того чтобы все ученики имели равные возможности в успешной сдаче этого экзамена.

Цель

Создание удобного и эффективного продукта по подготовке к предпрофессиональному экзамену по биологии.
Задачи

  1. Оценить готовые решения.
  2. Разработать образ продукта.
  3. Собрать всю необходимую информацию из учебных пособий для представления её в продукте.
  4. Создать продукт, прорекламировать его и регулярно дополнять базу информации новым содержимым.

Оснащение и оборудование, использованное при создании работы

  • Компьютер с подключением к интернету
  • от Microsoft: Word, PowerPoint, Excel
  • Графический редактор Paint
  • Учебные пособия по профильной биологии для поступающих в вузы, а также для учащихся медицинских вузов

Описание работы

В процессе работы над проектом были изучены готовые решения, проведено их сравнение и анализ положительных и отрицательных сторон. Был сделан вывод, что продукт следует создать в интернете, поскольку виртуальный продукт намного удобнее в использовании, не занимает никакого пространства, а самое главное – его можно обновлять, в то время как собственно созданное, например, учебное пособие нужно было бы переиздавать всё время, для того чтобы пополнять базу информации, представленную в нём.

Было создано интернет-сообщество в социальной сети «Вконтакте», которой пользуются большая часть современных молодых людей. Продукт можно найти по ссылке https://vk.com/bio_predprof или набрав в поиске соцсети – «Экзамен по биологии (Предпрофессиональный)».

Созданный ресурс содержит всё необходимое для подготовки к экзамену: теорию и разные способы самопроверки. Теория представляет собой статьи с разборами заданий официальных демоверсий экзамена, в которых представлена вся необходимая информация по теме. Примечательно то, что все статьи содержат большое количество фотографий, картинок и схем, сопровождающих текстовый материал. Это сделано для лучшего запоминания материала, так как визуальный образ изучаемого объекта или явления помогает проще и быстрее запомнить тему.

Была проделана работа по сбору материалов из разных источников, их систематизации и представлению в наиболее удобном для восприятия виде. Можно утверждать, что все темы разделов биологии раскрываются в этом продукте как никогда полно и точно, причём для каждого пласта информации подобран наиболее удобный вид представления: таблица, презентация, видео-, фото- или текстовый документ. Наиболее сложные темы были разобраны по «пошаговой» системе, с созданием собственных рисунков-объяснений и пояснений, основанных на ассоциациях.

Для разнообразия в работу были добавлены дополнительные материалы «для общего развития», такие как разборы олимпиадных заданий. Это объясняется тем, что уровень сложности олимпиадных заданий примерно такой же, как и у экзаменационных заданий.

Задания для проверки знаний можно выполнять как на сайте социальной сети «Вконтакте», так и в своём аккаунте Google. В Google-формах имеется возможность создавать тесты и выставлять за это баллы. На практике было выяснено, что многие обучающиеся отлично справляются с заданиями. Все опросы были анонимными, чтобы у «учеников» не было соблазна подглядеть ответы, а также не отвлекаться на то, что кто-то другой будет знать его результат.

Результаты работы/выводы

Был создан эффективный ресурс для подготовки к предпрофессиональному экзамену, о чём свидетельствует успешное прохождение тестов и опросов для проверки знаний. Наличие у группы почти неизменного количества подписчиков свидетельствует о том, что данный продукт востребован и актуален, и он действительно сильно помогает при подготовке. Среди подписчиков группы есть как ученики медицинских классов, так и преподаватели разных учебных заведений.

Перспективы использования результатов работы

Группа продолжит своё развитие в будущем, чтобы помогать большему количеству учеников. Более того, группу можно переформатировать в отдельный сайт. В таком случае появится большее количество разнообразных функций самопроверки, а также возможность для каждого пользователя иметь собственный аккаунт, в котором он мог бы следить за своим прогрессом и видеть наглядные таблицы и диаграммы, показывающие результаты выполнения тестов за определённый промежуток времени. Данная группа также может послужить прообразом для групп по подготовке к любому из профильных экзаменов (как известно, такого рода экзамены существуют не только для медицинских классов, но ещё и для инженерных, педагогических и др.).

Награды/достижения

XXIX Конференция «ПОТЕНЦИАЛ» при НИУ «МЭИ» – 2-е место.

Мнение автора 

«Я получила огромное удовольствие от работы над своим проектом. Во-первых, это было просто интересно, я чувствовала огромную ответственность за то, что делаю для других учеников медицинских классов. Я получила важный опыт ведения группы в социальной сети, в общении с подписчиками, в создании учебных материалов. Самое важное – это то, что такого рода проекты повышают информационную грамотность самого автора, повышают уровень его знаний в области, которую представляет проект.

Любая конференция направлена на то, чтобы её участники обрели какие-то новые для себя знания и сделали важные открытия для всех остальных. Было бы здорово, чтобы каждая отдельная конференция не заканчивались для учеников после объявления результатов, а продолжалась в развитии наиболее удачных проектов, а представители проектов, которые не получили одобрения сегодня, получали бы советы по изменению и доработке своего исследования, чтобы его можно было улучшить и представить во всей своей красе завтра»