Проекты*

Откуда берутся слова. Этимология неологизмов

Работа победителя конкурса проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Филология»

Направление работы: Языкознание
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1552
Предметы: Русский язык
Классы: 9 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» 2021 года

Актуальность

Образование новых слов – это один из самых динамичных процессов современного русского языка. Процесс образования и появления новых слов тесно связан с жизнью общества, которое стремительно развивается, порождая новые предметы и понятия. Большинство неологизмов связано с развитием науки, техники, культуры, экономики, производственных отношений. Многие из этих слов прочно входят в жизнь, утрачивают свою новизну и переходят в активный словарный запас. Неологизмами слова остаются, пока они новы, а затем они либо укореняются в речи, становясь привычными, либо отмирают и превращаются в историзмы.

Работа посвящена исследованию неологизмов, то есть лексики, новизна которой ощущается носителями языка.

Цель

Изучить способы появления неологизмов в современном русском языке.

Задачи

  1. Классифицировать неологизмы по тематическим группам.
  2. Провести социолингвистический опрос респондентов.
  3. Обобщить результаты проделанной работы в выводах.
  4. Составить толковый словарь неологизмов.

Гипотеза

         1. Систематическое и целенаправленное введение новых слов нужно для расширения словарного запаса школьника и для подготовки его к современной жизни.

         2. Молодое поколение легче осваивает и чаще пользуется неологизмами, чем люди старшего возраста.

Описание

Первая глава исследования посвящена классификации неологизмов. По способу происхождения исследователями выделяются три основные группы неологизмов: окказиональные, семантические и лексические. Примеры к данной классификации являются частью исследования.

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу, сделать определённые выводы и понять отношение к неологизмам окружающих, в экспериментальной части исследования автор опросил 4 группы людей разного возраста. В каждой группе по 20 человек. Всего – 80 опрошенных.

I группу составляют респонденты 12–13 лет (6 класс).

II группа – это респонденты 16–17 лет (10 класс).

III группу составляют люди среднего возраста от 30 до 50 лет.

IV группа – люди старше 60 лет.

Для этого была составлена анкета с четырьмя группами слов. В первую группу «А» вошли слова, бывшие неологизмами в начале XX века. Во вторую группу «Б» были отнесены неологизмы, которые уже стали общеупотребительными. В третью группу «В» вошли собственно неологизмы, а четвёртую группу «Г» представляют сленговые неологизмы. Респондентам предлагался список, из которого они выделяли те слова, значение которых не могли определить.

 

Результаты работы/выводы

  1. Учащиеся школы, в которой учится автор исследования, испытывают затруднения при определении лексического значения слов из сфер политики, бизнеса, информатики.
  2. Чем меньше возраст человека, тем больше его желание узнавать новое, поэтому желание знать новые слова в большей степени присуще подростковому и юношескому возрастам. Этот вывод подтверждает первую часть гипотезы о том, что систематическое и целенаправленное введение новых слов нужно для расширения словарного запаса школьника и для подготовки его к современной жизни.
  3. Чем старше становится человек, тем больше он радеет за чистоту русского языка и поэтому плохо принимает слова иностранного происхождения. Этот показатель растёт с возрастом.
  4. Чем старше человек, тем чаще он считает, что сленг и жаргонизмы засоряют наш язык, поэтому люди старшего поколения не употребляют в своей речи сленг.
  5. Вторая часть гипотезы о том, что молодое поколение легче осваивает и чаще пользуется неологизмами, чем люди старшего возраста, не подтвердилась, точнее, подтвердилась наполовину: легче осваивает их молодое поколение, а чаще пользуются ими люди среднего возраста.