Проекты*

Эффективность методов эмоциональной регуляции при борьбе с математической тревожностью

Работа победителя конкурса проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Общественно-научные предметы»

Направление работы: Психология
Авторы работы: ГБОУ Инженерная школа № 1581
Предметы: Биология
Классы: 11 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» 2021 года

Актуальность

Большинство учащихся школ ежедневно сталкиваются со стрессом при выполнении самостоятельных, контрольных или домашних работ по математике. Волнение приводит к потере баллов и ухудшению отношения ученика к предмету. Однако в школе к этой проблеме не относятся серьёзно или не обращают на неё внимания вовсе. Поэтому исследование, направленное на выявление наиболее эффективного метода борьбы с математической тревожностью, поможет ученикам самостоятельно настроить себя на успешное выполнение работы и улучшит их общее психологическое состояние.

Цель

Выявить наиболее эффективный метод борьбы со стрессом при помощи эмоциональной регуляции перед проверочными работами по математике.

Задачи

  1. Изучить материалы по теме борьбы с математической тревожностью.
  2. Согласовать проведение исследования с педагогическим советом школы.
  3. Написать тексты обращений к ученикам и их классным руководителям.
  4. Разработать план проведения сбора данных участников – разослать форму вместе с агитацией, в дальнейшем распространить ссылку на исследование.
  5. Получить данные, обработать их, проверить гипотезу.
  6. Сделать выводы, наметить дальнейшие перспективы.

Гипотеза

Метод «Физические упражнения» окажется наиболее эффективен среди способов борьбы с тревожностью.

Описание

В научной литературе существует большое количество методов, помогающих снизить волнение. Авторы изучили три основных, наиболее подходящих для школы: экспрессивное письмо – ученику предлагается открыто расписать все чувства, испытываемые им непосредственно перед выполнением задания, физические упражнения, а именно – разминка пальцев рук и кистей, и мотивационное письмо – установка на успех в виде небольшого текста.

После изучения выбранных методов эмоциональной регуляции было проведено онлайн-тестирование. В исследовании принимали участие 17 обучающихся старших классов.

В процессе онлайн-тестирования участникам предложены социально-демографический опросник, опросники математической (AMAS) и тестовой (TAI) тревожности. Затем учащиеся выполнили опросник ситуативной тревожности и математический тест. Группа 1 писала «Экспрессивное письмо», группа 2 получила «установку», что волнение – это нормально, группа 3 выполнила ряд физических упражнений. По завершении эмоциональной регуляции участники снова прошли опросник ситуативной тревожности и математический тест.

Было проведено предварительное сравнение данных, что дало первичное представление о результатах. Однако, чтобы прийти к итогу, необходимо знать различие между результатами математических тестов. Наибольшая разность между баллами за два математических теста была представлена у первой группы, что говорит о превосходстве метода «Экспрессивное письмо» перед двумя другими и ставит под сомнение выдвинутую авторами гипотезу.

Для проверки гипотезы был использован t-критерий Стьюдента для зависимых данных, который позволяет определить, насколько сильно два заданных массива отличаются друг от друга. Результат проверки показал, что эффективным из трёх представленных методов является метод экспрессивного письма.

Результаты работы/Выводы

  1. Участники, писавшие экспрессивное письмо, показали более высокие результаты при повторном тестировании, чем две другие группы.
  2. Сравнение по t-критерию Стьюдента также показало, что результаты первой группы выше результатов других групп.

Таким образом, выдвинутая гипотеза не подтвердилась. Самым эффективным методом среди исследованных является «Экспрессивное письмо».

Есть вероятность, что полученные результаты неточны, так как в исследовании не была представлена группа людей, которая не пользовалась никаким методом эмоциональной регуляции. Также участники могли не полностью выполнять задания, не читать текст, не делать упражнения, из-за чего показатель эффективности этих методов может быть снижен. После проведения исследования некоторые участники заметили, что не испытывали волнения вовсе, ведь оценка за тестирование не ставится, что также могло повлиять на результаты.

Также выяснилось, что для некоторых учеников одним из факторов повышения результата стало «включение» в предмет после первого тестирования. На основании этого факта авторы предложили учителям своей школы проводить предметную мини-разминку перед проведением проверочных работ.