Проекты*

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей с ОНР

Работа призера конкурса проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Психология и когнитивные науки»

Направление работы: Дефектология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1569 «Созвездие»
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» 2021 года

Актуальность

Изучение игровой деятельности имеет большое значение в системе развития ребенка и его поведения.

Возрастает значение проблем развития личности. Какой станет эта личность, во многом зависит от того, как развивалась игровая деятельность в дошкольном возрасте. Часто игра становится своеобразным барометром общественных отношений, происходящих в ней перемен. Сюжеты игр детей меняются постоянно ‒ в зависимости от того, что в это время смотрят по телевизору взрослые и какие мультфильмы показывают для них самих.

Актуальность выбранной темы для исследования обусловлена тем, что использование игровой деятельности при коррекции общего недоразвития речи у дошкольников относится к числу мало разработанных тем.

Цель

Изучение эффективности использования игровой деятельности в логопедической работе у детей с общим недоразвитием речи.

Задачи

  1. Изучить литературные источники по проблеме исследования особенностей сюжетно-ролевой игры у детей с общим недоразвитием речи.
  2. Выявить специфику обучения сюжетно-ролевой игре.
  3. Ознакомиться с комплексным психолого-педагогическим и логопедическим обследованием детей.
  4. Провести обучающий и контрольный эксперименты по развитию речи у детей с ОНР в работе над сюжетно-ролевой игрой.
  5. Оценить эффективность предложенной системы коррекционной работы для развития речи у детей с общим недоразвитием речи.

Гипотеза

Сюжетно-ролевая игра может способствовать усилению мотивации речепорождения и позволить детям проявить свои потенциальные речевые возможности, что приведет к положительной динамике в развитии речи дошкольников с ОНР.

Описание

Исследование проходило на базе детского сада № 1680 (подразделение № 5 школы № 949) в 2019­–2020 гг. В исследовании участвовали 20 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня (диагноз ПМПК).

В проведенном авторами констатирующем эксперименте были установлены уровни развития сюжетно-ролевой игры. Уровень развития сюжетно-ролевой игры у детей с ОНР не достигает высокой отметки.

1 уровень – формирование элементарных игровых умений

2 уровень – формирование ролевого поведения

3 уровень – формирование сложного ролевого поведения

Психолого-педагогическое обследование детей с ОНР показало следующие особенности: дети быстро устают, нуждаются в побуждении, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы, у них хуже сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память. Дети с ОНР малоактивны, инициативны в общении.

По результатам логопедического обследования выявлены следующие особенности: бедность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, нарушения звукопроизношения, недостаточное развитие связной речи.

В ходе проведения обучающего эксперимента (экскурсии, совместное изготовление поделок-атрибутов для предстоящих игр, совместное оформление игровых уголков, тематические дидактические игры, ознакомление с художественной литературой, иллюстративным материалом) у детей с ОНР были выявлены следующие особенности: для этой категории детей необходимо специально организованное поэтапное обучение для достижения соответствующего возрастной норме уровня развития сюжетно-ролевой игры.

В ходе контрольного эксперимента выяснилось, что специально организованная работа над развитием сюжетно-ролевой игры приводит к положительным результатам не только в отношении игры, но и в состоянии речи.

Речь детей претерпела не только количественные, но и качественные изменения:

- расширился, уточнился и активизировался словарь детей;

- увеличилось количество правильных простых распространенных предложений, сложных синтаксических конструкций;

- речь стала более развернутой, последовательной, логичной, а понимание – более осмысленным и глубоким;

- эксперимент показал положительную динамику в развитии игровой деятельности детей.

Результаты работы/выводы

  1. Включение дошкольников в сюжетно-ролевую игру в специально организованных условиях способствует усилению мотивации речепорождения и позволяет детям проявить свои потенциальные речевые возможности. Это способствует положительной динамике в развитии их речи.
  2. По данным проведенного исследования специфика обучения игре дошкольников с общим недоразвитием речи пяти-шести лет состоит прежде всего в последовательном прохождении основных стадий игры, которыми при нормальном развитии ребенок овладевает в более раннем возрасте, а также в продолжительном подготовительном этапе к сюжетно-ролевым играм с целью формирования полного представления о жизни и деятельности людей.

Проведенное экспериментальное исследование позволило решить поставленные задачи и подтвердило первоначальную гипотезу о положительном влиянии сюжетно-ролевой игры на развитие речи детей с общим недоразвитием речи. Это позволит раскрыться детям, достичь более гармоничного развития в коммуникативной сфере.