Проекты*

Особенности продвижения предприятий общественного питания в российской и мировой практике

Работа победителя конкурса проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Экономика»

Направление работы: Экономика
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1251 имени генерала Шарля де Голля
Предметы: Экономика
Классы: 11 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» 2021 года

Актуальность

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что ресторанный бизнес сегодня – одна из наиболее высокодоходных, динамично развивающихся и, следовательно, привлекательных для инвестиций сфер российского рынка услуг.

Цель

Выявление особенностей построения коммуникаций предприятий общественного питания.

Задачи

1. Анализ состояния и тенденций развития мирового и российского рынка предприятий общественного питания.

2. Выявление специфики коммуникационной деятельности в сфере общественного питания.

3. Формулировка рекомендации по совершенствованию коммуникационной деятельности предприятий сферы общественного питания.

Описание

Проведенное исследование состояло из теоретического и практического этапа.

Теоретический этап исследования посвящен особенностям продвижения предприятий сферы общественного питания. Автор изучил текущее состояние мирового рынка предприятий общественного питания, выделил лидеров ресторанного рынка в развитых странах, а также подробно рассмотрел структуру рынка общественного питания в России.

После этого автор обратился к вопросу продвижения в ресторанном бизнесе. Грамотный подход к продвижению может поднять престиж ресторана и увеличить прибыльность, поэтому владельцы используют самые современные, действенные приемы и мероприятия для привлечения и удержания клиентов. Один из таких подходов – коммуникационная деятельность предприятия. Под коммуникационной деятельностью подразумеваются все элементы деятельности организации, целью которых является донесение до потребителей информации о самой компании и ее услугах. На сегодняшний день главной продвигающей PR-силой является маркетинг в социальных сетях (SMM – Social Media Marketing). Выделяют два основных направления маркетинга в социальных сетях: оптимизацию (комплекс мер, направленных на привлечение и удержание пользователей на веб-сайте не из поисковых систем, а из социальных сетей) и продвижение (повышение узнаваемости компании/бренда, привлечение целевой аудитории, как правильно «теплой», а также формирование лояльности и появление «послов» бренда). Для предприятий общественного питания на территории Российской Федерации характерно присутствие в таких социальных сетях, как Facebook, Instagram и ВКонтакте. Автор проекта провел короткий анализ каждой социальной сети с точки зрения продвижения предприятий общественного питания.

В рамках практического этапа автор провел анонимный опрос в Интернете с целью выявления уровня востребованности различных медиа среди аудитории кафе/баров/ресторанов. Размещение опроса производилось на ресурсе Google Forms. Согласно результатам исследования, большинство людей – активные пользователи социальных медиа, при этом люди используют сети не только для общения, но и для получения информации (в том числе о предприятиях общественного питания). К наиболее популярным ресурсам относят Instagram, Facebook, YouTube и ВКонтакте.

Основания для поиска информации о заведениях общественного питания

Рекомендации по совершенствованию коммуникации предприятий сферы общественного питания с клиентами.

  1. Использование востребованных социальных сетей. Для выбора сети стоит отталкиваться от целевой аудитории конкретного предприятия, например возраста.
  2. Использование таргетированной рекламы (объявление различных типов (текстовые, фото или видео) в социальных сетях в соответствии с заданными характеристиками, интересами и параметрами, подходящими для тех товаров или услуг, которые рекламируются).
  3. Использование вовлекающего контента (конкурсы среди подписчиков).
  4. Influencer-маркетинг – «способ продвижения товаров и услуг через лидеров мнений». Лидерами мнений считаются люди, которые пользуются доверием своей аудитории и тем самым могут влиять на ее мнение.
  5. BTL-коммуникации – непрямая реклама, отличающаяся уровнем воздействия на целевую аудиторию.

Результаты/выводы

  1. Конкурентоспособность любого заведения сферы общественного питания на рынке определяется его отличительными чертами и особенностями. В этой связи очень важно грамотно выбрать направленность кафе или ресторана, позиционируя его правильно, эта задача может быть решена при разработке пиарстратегии.
  2. Создание уникального образа того или иного заведения может обеспечить наиболее успешное его функционирование, повышение его репутации, формирование имиджа. Коммуникационная деятельность основана прежде всего на создании этой особенности.