Проекты*

Депрессивное состояние в подростковом возрасте

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Психология и когнитивные науки» среди работ учащихся 10−11 классов

Направление работы: Психология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1514
Предметы: Психология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Наука для жизни» 2020 года

Актуальность

В 21 веке депрессивное и подавленное состояние у подростков является распространённым и достаточно частым явлением.

Выяснение причин подростковой депрессии (неклинической формы), а также способов преодоления данного состояния – актуальная и значимая задача для современных молодых людей. Многочисленные семинары, проводимые центрами социально-психологической поддержки и адаптации подростков (центр «Перекресток», районные центры психологической помощи), проведённый обзор литературы (работы Иовчук Н.М., Подольского А.И., Райли Д., Северного А.А.) подтверждают это. Тема имеет и личную актуальность – желание побыть наедине с собой в сочетании с раздражительностью, усталостью и плохим сном заставило разобраться в себе, а наличие подобных состояний у друзей натолкнуло на проведение данной исследовательской работы.

Цель

Теоретическое и практическое изучение причин возникновения депрессивных состояний у подростков в разном возрасте (с 8-го по 11-й класс) и выявление способов рефлексии и преодоления данного состояния.

Задачи

  1. Провести теоретический анализ данных психологической литературы, посвящённой феномену депрессивного состоянии у подростков (суть феномена, причины).
  2. Разработать и провести социально-психологический опрос, направленный на выявление степени выраженности депрессивного состояния, причин его возникновения, а также ресурсных способов его преодоления у подростков.
  3. Провести качественный и количественный анализ полученных данных.
  4. Выработать необходимые рекомендации.

Описание

1. Автор провёл теоретический анализ данных психологической литературы, посвящённой феномену депрессивного состояния у подростков (Райли Д., Иовчук Н.М., Подольский А.И., Шнейдер Л.Б. и др.), на основании которого были выделены основные симптомы-маркеры депрессивного состояния, определены особенности подросткового возраста и связанные с возрастом основные негативные убеждения, приводящие к депрессии.

2. Был разработан и проведн социально-психологический опрос, направленный на выявление степени выраженности депрессивного состояния, причин его возникновения, а также ресурсных способов его преодоления у подростков (за основу были взяты опросники А. Бека и М. Ковач, показывающие как внешние проявления, так и эмоциональные показатели депрессии, соответственно). В опросе приняли участие 90 учащихся с 8 по 11 класс.

3. Автором был проведён качественный и количественный анализ причин депрессивного состояния как по всей выборке в целом, так и отдельно по каждой параллели. Среди основных причин депрессивных состояний, выделяемых опрашиваемыми подростками, были обозначены проблемы, связанные со школой (большие нагрузки, переживания по поводу сдачи экзаменов), а также межличностное взаимодействие (со сверстниками, с семьей). У старшеклассников (10 и 11 класс) причины носят экзистенциальный характер (поиск себя, своего места в жизни, неопределённость будущего).

 

Результаты работы/выводы

Было выявлено, что причины подростковых депрессивных состояний связаны с особенностями возраста (подростковый кризис, сепарация от родителей), большими школьными нагрузками и непростроенной перспективой будущего. Не все подростки знакомы с конструктивными техниками и приёмами преодоления подобных состояний. После проведённого исследования был сделан буклет-памятка, в котором рассказывалось о способах работы с депрессивным состоянием (проработка проблем через дыхание и работу с телом, сценическую игру (психодрама), музыку, движение и танец, рисование).

Перспективы использования результатов работы

Полученные результаты исследования могут послужить материалом

  • для проведения родительских клубов в рамках школы (какие симптомы-маркеры и негативные убеждения свидетельствуют о наличии депрессивного состояния у ребёнка; как помочь подростку его преодолеть);
  • для знакомства подростков с техниками и приёмами преодоления депрессивных состояний в рамках тренинга (творчество и различные виды терапии – арт-, танц-, музыкотерапии);
  • для учителей (своевременное распознание депрессивных состояний и помощь в преодолении).

Сотрудничество с вузом/учреждением при создании работы

Московский городской конкурс (межрайонный этап) – обладатель диплома III степени за лучшую работу по психолого-педагогическому направлению.