Проекты*

Исследование эмпоронимов района Орехово-Борисово Южное

Работа призёра конкурса проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Филология»

Направление работы: Языкознание
Авторы работы: ГБОУ Школа № 949
Предметы: Русский язык
Классы: 8 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» 2021 года

Актуальность

В современном русском языке существуют сотни тысяч нарицательных имен, обозначающих предметы и их свойства, явления природы и другие реалии нашей жизни. Кроме них существует и другой, особый мир слов, выполняющих функцию выделения, индивидуализации и представляющих собой разнообразные имена и названия. Это – имена собственные.

Актуальность данного исследования обусловлена появлением большого количества коммерческих наименований – эмпоронимов. Исследование языка повседневной речи невозможно без анализа «языка витрин», на котором город «разговаривает» со своими жителями и гостями.

Цель

Изучить особенности эмпоронимов района Орехово-Борисово Южное города Москвы.

Задачи

  1. Выявить смысловые группы эмпоронимов.
  2. Рассмотреть способы наименования торговых предприятий.
  3. Классифицировать эмпоронимы с точки зрения функций, которые они выполняют.

Гипотеза

Владельцы современных магазинов стремятся назвать свои торговые точки красиво, оригинально, чтобы привлечь внимание, и при этом часто не обращают внимания на содержание, недооценивая приемы воздействия эмпоронимов на потенциальных покупателей.

Описание

Многообразие имен собственных, их широкое распространение в нашей жизни привело к возникновению особой отрасли языкознания – ономастики (от греческого «искусство давать имена»).

Ономастика – раздел языкознания, изучающий любые собственные имена, историю их возникновения и трансформации в результате длительного употребления. Языковой облик современного города привлекает многих языковедов, и все чаще названия коммерческих предприятий (эргонимы) становятся объектом исследования.

Эмпороним (от греч. «торговля» + «имя») – название торгового учреждения. Эмпоронимическая лексика занимает особое положение в ономастике и представляет собой живой мир постоянно изменяющихся и исчезающих названий.

На разных этапах работы над данным исследованием авторами были использованы следующие методы: изучение литературы по теме исследования, метод наблюдения, описательный метод, реализованный в приемах собирания, систематизации, обобщения материала, метод опроса. Для установления наиболее типичных семантических и словообразовательных типов – метод компонентного анализа слов и значений, а также статистический метод.

Для классификации было рассмотрено 235 наименований магазинов, аптек. Проведена классификация эмпоронимов с точки зрения семантики, мотивированности, способов наименования и функций.

С целью выявления восприятия эмпоронимов потребителями был проведен опрос (70 человек), который показал, что название торгового объекта влияет на выбор респондента.

Результаты работы/выводы

Поставленные задачи были выполнены.

Анализ имеющегося материала позволил сделать следующие выводы:

  1. В Орехово-Борисово Южном самыми многочисленными из 8 лексических групп эмпоронимов являются именные эмпоронимы и эмпоронимы, образованные от слов пространственной и локальной семантики (топонимов) Они составляют 38 % от общего числа эмпоронимов. Каждая из представленных групп является своеобразной характеристикой языкового облика нашего района.
  2. Чаще всего используют такой способ образования наименования, как заимствования (35 %).
  3. Как показывает материал исследования, среди эмпоронимов больше наименований, выполняющих номинативную функцию – 59 %. Стремясь достигнуть эффективной коммуникации, номинаторы (владельцы магазинов) изобретают массу различных и оригинальных названий для своих предприятий, но при этом часто такие названия не привлекают покупателей, т. к. информативность эмпоронима для потребителя – приоритетный компонент.

Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Перспективы использования результатов работы

Авторы планируют продолжить свою работу в следующих направлениях: анализ эмпоронимов с точки зрения морфологии, региональные особенности эмпоронимов, случаи языковой игры в образовании эмпоронимов.