Проекты*

Феминитивы в русском и английском: временное явление моды или необходимая структурная единица языка?

Работа победителя открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Филология» среди работ учащихся 10−11 классов

Направление работы: Лингвистика
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1231
Предметы: Английский язык, Русский язык
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Наука для жизни» 2020 года

Актуальность

Лексика с гендерной окраской новой волны – тема для многочисленных споров. Для кого-то это акт демонстрации феминизма, для другого – необходимый инструмент отображения идентичности XXI века. Если языки формируются неслучайно, то каков мотив появления феминитивов: шаг ли это в будущее, либо же регресс изъяснительных механизмов?

Феминитивы «учительница», «художница» мы слышим часто, они устоявшиеся. Но слова новой волны появились совсем недавно, поэтому кажется, что произносить их неуместно. Эту же неприязнь испытывают англичане, слыша суффикс – ess.

Цель

Призвать к уважению и использованию феминитивов

Задачи

  1. Найти следы использования гендерно окрашенной лексики в различных сферах словесности
  2. Посредством сопоставления информации сделать вывод для себя и побудить других людей к уважению и использованию феминитивов

Оснащение и оборудование, использованное при создании работы

  • Ноутбук с доступом к сети Интернет

Описание

Главной целью автора было получение исчерпывающей информации о происхождении и дальнейшем использовании феминитивов. Первым этапом была компиляция сводок из англоязычных статей, русскоязычных новостных ресурсов, ссылок на научные исследования в области дериватологии (словообразования). Далее автор составил идентичные опросы на двух языках на платформе Google в целях анализа общественного мнения, подкрепив его также ранее изученными статьями газет. Для нахождения наглядных примеров использования феминитивов автор выбрал несколько книг литературы 19 века, показавшегося автору наиболее показательным по причине активного роста литературы того времени как сферы искусства, и составил списки гендерных пар для выявления процентного содержания гендерно окрашенной лексики в них.

Иными словами, в своей работе автор использовал метод анкетирования, компиляции и анализа различных сфер словесности.

Результаты работы/выводы

Результатом работы стало опровержение гипотезы о том, что в нашей стране в силу консервативности постсоветского общества к феминитивам отношение более негативное, чем в англоязычных странах. Это показал опрос. Также автор выделил для себя то, что это явление далеко не новое, а истоки феминитивов можно найти ещё в англо-саксонском. Сложно ответить на всплывающий вопрос, явление ли это моды или необходимая структурная единица языка. Ведь для любых его модификаций нужно время, в ходе которого мы сможем сделать окончательный вывод: действительно ли это тренд, либо же изменения, которые в дальнейшем не будут поддаваться сомнениям.

Перспективы использования результатов работы

В первую очередь, плоды моего исследования послужат людям в ознакомительных целях, и таким образом к проблеме использования феминитивов привлечётся гораздо больше умов. А глобальные изменения языка – это следствие общественного резонанса, темы, над которой размышляют и о которой говорят. Таким образом, проект может стать мотивацией для погружения в словообразование.