Проекты*

Подростковая конформность как фактор принятия решения о прививке от гриппа

Работа победителя открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Психология и когнитивные науки» среди работ учащихся 7−9 классов

Направление работы: Психология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 2097
Предметы: Обществознание, Психология
Классы: 7 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Наука для жизни» 2020 года

Актуальность

В работе рассматривается проблема влияния уровней конформности в подростковом возрасте на принятие решения о вакцинации против гриппа.

Цель

Изучение специфики принятия решения о прививке от гриппа в зависимости от уровня конформности у подростков

Задачи

  1. Провести анализ литературы по проблеме исследования подростковой конформности
  2. Изучить особенности подростковой конформности в ситуации принятия решения о прививке от гриппа
  3. Провести экспериментальное исследование о влиянии уровня конформности на принятие решения о прививке от гриппа
  4. Проанализировать полученные результаты исследования

Описание

В работе были рассмотрены особенности подростковой конформности в ситуации принятия решения о прививке от гриппа, проведено экспериментальное исследование о влиянии уровня конформности на принятие решения о прививке от гриппа, изучена специфика принятия решения о прививке от гриппа в зависимости от уровня конформности подростка.

В ходе проведённого исследования было выявлено, что в ситуации принятия решения о прививке от гриппа на подростков в большей степени оказывает влияние эффект побуждения к действию, чем отговаривания.

Методы исследования: метод тестирования (тест «Конформность – внушаемость» С. В. Клаучека и В. В. Деларю), метод анкетирования (специально разработанная анкета, направленная на изучение степени согласия делать прививку, о полученном опыте вакцинации против гриппа и заболеваемости после неё) и метод эксперимента.

Эксперимент состоял из трёх этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.

  1. В констатирующем эксперименте приняли участие 36 подростков из трёх 7 классов школы. Ко всем подросткам сначала была применена методика изучения уровня конформности.
  2. В формирующем эксперименте приняли участие подростки из двух 7 классов, которые составили 1 и 2 экспериментальные группы, на которых в дальнейшем был проведён эксперимент, а учащиеся из третьего 7 класса составили контрольную группу.

В первом эксперименте для 1 группы подростков была предложена презентация и фрагмент видео, на которых давалась положительная оценка прививки от гриппа. До и после просмотра подростки заполняли специально разработанную анкету, в которой отражали степень согласия делать прививку, полученный опыт вакцинации против гриппа и заболеваемости после неё.

Во втором эксперименте для 2 группы подросткам предлагалось посмотреть презентацию и видео, где акцент был сделан на возможных осложнениях и негативных последствиях после вакцинации. До и после просмотра подростки также заполняли специально разработанную анкету.

Обучающиеся третьего 7 класса составили контрольную группу исследования, которая только заполняла разработанную анкету, не участвуя в формирующем эксперименте.

На контрольном этапе эксперимента все группы подростков заполняли специально разработанную анкету.

Результаты работы/выводы

  1. Подросток-конформист не берёт ответственности за свои дела, сложнее принимает самостоятельные решения, в дальнейшем становясь безынициативным и податливым
  2. В ситуации принятия решения о прививке от гриппа на подростков в большей степени оказывает влияние эффект побуждения к действию, чем отговаривания
  3. Подростки со слабой конформностью своё решение о прививке от гриппа не меняют при уговаривании, но изменяют в ситуации отговаривания от неё
  4. Подростки с умеренной конформностью более подвержены влиянию при уговаривании, но почти не меняют своё мнение при отговаривании в ситуации принятия решения о прививке от гриппа

Перспективы использования результатов работы

Полученные результаты могут в дальнейшем использоваться педагогами и другими специалистами при проведении среди подростков профилактических мероприятий, направленных на принятие решения о прививке от гриппа.

Награды/достижения

Московский международный фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо» 2020 – лауреат