в московской школе
Влияние витамина С на здоровье человека и воздействие экологических факторов на изменение его содержания в продуктах питания
Работа призёра конкурса проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Теоретические и фундаментальные исследования» |
Направление работы: Аналитическая химия
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1454 «Тимирязевская»
Email: Написать
Предметы: Химия, Экология
Классы: 9 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» 2021 года
|
Актуальность
Биологически активные вещества, входящие в состав пищи, играют важнейшую роль в гармоничном развитии организма человека.
Одним из таких биологически активных веществ является аскорбиновая кислота (витамин С). Она стимулирует рост тканей, участвует в процессах клеточного дыхания, увеличивает эластичность кровеносных сосудов.
Аскорбиновая кислота, необходимая для биохимических окислительно-восстановительных процессов, способствует образованию дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), отвечающей за наследственные признаки.
С приходом холодов увеличивается число заболевших людей инфекционными простудными заболеваниями. На первых этапах развития болезни витамин С усиливает синтез белых клеток крови и белков-интерферонов, он способен подавлять дальнейшее размножение вируса.
Необходимо отметить, что витамин С поступает только с пищей и не синтезируется в организме человека. Согласно статистике 70% населения испытывает дефицит аскорбиновой кислоты, причем в любое время года. Поэтому тема исследования является актуальной, интересной, а также имеет практическое значение.
Цель
Экспериментально определить изменение количества аскорбиновой кислоты в продуктах питания под воздействием экологических факторов.
Задачи
1. Изучить литературу о степени влияния аскорбиновой кислоты на здоровье и жизнедеятельность человека.
2. Определить влияние света, термообработки и долгих сроков хранения на содержание витамина С в овощах и фруктах.
3. Сравнить количество витамина С в овощах и фруктах до и после термической обработки.
4. Составить рекомендации по сохранению витамина С в продуктах питания.
Оснащение и оборудование, использованное в работе
• Пипетка
• Химические стаканы
• Мерный цилиндр
• Ступка и пестик
Описание
Для проведения исследования использовали реактивы: раствор йода 5%, крахмальный клейстер, вода, лимонная кислота.
Выбрали объекты исследования: апельсин, лимон, яблоко, картофель.
Определение содержания витамина С в продуктах питания проводилось автором методом титрования. В качестве окислителя автор использовал йодную настойку с массовой долей йода 5%. Для определения момента, когда весь витамин С, содержащийся в пробе, прореагирует с I2, применили крахмальную суспензию. При полном расходе аскорбиновой кислоты первая капля йодного раствора окрашивает крахмал в синий цвет.
Далее автором произведены расчёты и определено изменение количества витамина С при термической обработке, под действием низких температур и после длительного хранения.
Были составлены рекомендации по сохранению витамина С в продуктах питания.
Результаты
1. При воздействии высоких температур (10 минут кипячения) на фрукты и овощи содержание витамина С снизилось приблизительно на 30 %.
2. После заморозки продуктов 10% аскорбиновой кислоты, находящейся в них, разрушилось.
3. Количество аскорбиновой кислоты (5,24 мг) после длительного хранения лимона и факторов внешней среды (t и солнечный свет) уменьшилось после 14 дней хранения на 50%.
Выводы
Экологические факторы окружающей среды, такие как температура, свет, кислород непосредственно оказывают влияние на количество витамина С во фруктах и овощах. В сыром виде фрукты и овощи – самые богатые источники витамина С (в свежевыжатом соке цитрусовых содержится высокая концентрация аскорбиновой кислоты, её доза в 100 мл сока соответствует суточной физиологической норме).
Метод количественного определения витамина С, основанный на характерной особенности аскорбиновой кислоты – лёгкости её окисления – является доступным способом и в домашних условиях.
Перспективы использования результатов работы
Результаты работы можно использовать для просветительских бесед среди обучающихся школ города, а также в рамках преподавания факультативных и элективных курсов, занятий внеурочной деятельности, занятий в системе дополнительного образования.
Награды/достижения (в каких конкурсах и с какими результатами выставлялась ранее эта работа)
Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии – призёр.
Мнение автора
«Благодаря конференции «Наука для жизни» у участников есть возможность показать свои предпрофессиональные умения, заняться прикладными исследованиями в области интересующей науки. Участие в конференции «Наука для жизни» дарит неоспоримый опыт, благодаря которому открываются новые перспективы дальнейшего развития»