Проекты

Страх неоправданных ожиданий и страх пробовать что-то новое у подростков 15–17 лет

Работа призёра конкурса проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Психология и когнитивные науки»

Направление работы: Подростковая психология
Авторы работы: ГБОУ Школа имени Маяковского
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» 2021 года

Актуальность

Страх не оправдать чужие ожидания и страх пробовать что-то новое испытывают многие подростки. В связи с этим изучение подростковых страхов, а также личностных факторов, которые предрасполагают к ним, представляется актуальной и практически значимой психологической проблемой.

Цель

Выяснить, откуда возникают страхи не справиться с новым делом и не оправдать ожидания окружающих у подростков возрастной группы 15–17 лет, и понять, как с ними справляться.

Задачи

  1. Изучить имеющуюся литературу об эмоциональных состояниях подросткового возраста (в частности, страхах), причинах появления страха не справиться с чем-то новым и не оправдать чужие надежды и возможностях с ними справляться.
  2. Провести анкетирование одноклассников и распределить их на две группы по отношению к этим страхам.
  3. Провести диагностику самооценки и тревожности по методикам Дембо-Рубинштейна и Спилбергера в двух группах.
  4. Проанализировать и обработать полученные данные, сравнив результаты обеих групп.
  5. Сделать вывод на основе результатов, опровергнуть или доказать гипотезу.
  6. Выявить, с помощью чего можно справляться с данными страхами, и разместить рекомендации для снижения уровня тревоги, вызванной страхами неоправданных ожиданий и пробовать новое, нормализации самооценки.

Гипотеза

Появление страха не справиться с чем-то новым и не оправдать чужие ожидания связано с низкой самооценкой и высокой тревожностью.

Описание

В теоретической части исследования автор рассмотрел виды страхов. Существует несколько классификаций, но в основном ученые делят страхи на биологические, экзистенциальные и социальные. Страх попробовать что-то новое и не оправдать чужие ожидания относится к последним и достигает пика к 15 годам, согласно исследованиям А.И. Захарова.

Данные страхи мешают свободному поведению подростка в обществе, получению нового опыта, раскрытию себя и познанию мира. Любое агрессивное воздействие со стороны взрослых повышает уровень тревоги у ребенка, снижает у него уверенность в себе и порождает страх не оправдать чьи-то надежды.

Причины возникновения страхов у подростков могут быть биологическими (особенности строения нервной системы) и социальными (взаимоотношения в семье). Автор исследования предположил, что причинами страхов пробовать что-то новое и не оправдать чужие ожидания являются тревожность и низкая самооценка. Для опровержения или доказательства данной гипотезы автор провел тестирование Спилберга и диагностику самооценки по методу Дембо-Рубинштейна у своих одноклассников.

Автор составил собственную анкету с целью разделить 30 человек на две группы по отношению к страхам. Затем он провел диагностики в каждой группе и получил совершенно разные результаты в двух группах. По результатам диагностики тревожности у первой группы был высокий уровень ситуативной и личностной тревожности, в то время как у второй – средний. Касательно результатов диагностики самооценки, у первой группы преобладал процент неадекватной, то есть завышенной или заниженной самооценки, в то время как у второй группы в основном была адекватная самооценка. Говоря об уровне притязаний, у первой группы процент завышенного уровня притязаний был больше половины, когда у второй группы в основном наблюдался адекватный уровень притязаний.

Результаты работы/выводы

Высокий процент ситуативной и личностной тревожности, а также высокий процент неадекватной самооценки был выявлен у первой группы опрашиваемых. Таким образом, автор подтвердил гипотезу, что наличие страхов не оправдать ожидания окружающих и пробовать новые дела у подростков связано с высоким уровнем тревожности и заниженной самооценкой.

Для снижения тревожности и нормализации самооценки автор составил рекомендации, которые помогут подросткам возраста 15–17 лет справиться с неконструктивными состояниями и будут способствовать реализации их внутренних талантов и ресурсов.