Проекты

Экология в настольных играх: изучаем играя

Работа победителя конкурса проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Экология и природопользование»

Направление работы: Педагогика
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1637
Предметы: Биология, Экология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» 2021 года

Актуальность

В мире всё чаще возникают экологические проблемы, а иногда и экологические катастрофы, которые наносят непоправимый ущерб природе. Часто экологические проблемы возникают из-за недостаточного уровня знаний и отсутствия экологической грамотности у людей. Поэтому необходимо прививать интерес к изучению экологии с самого раннего возраста. Но некоторым детям тяжело усваивать информацию в стандартном формате, а кому-то и вовсе неинтересно обучение в такой форме. По этим причинам уже очень давно педагоги и родители пользуются игровым форматом обучения.

Целью игрового формата является возможность через игру отработать реальные ситуации; вместо скучных лекций изучить необходимый материал в увлекательной форме.

Цель

Разработать экологическую игру, которая позволила бы повысить уровень экологической грамотности.

Задачи

1. Разработать и оформить настольную игру, направленную на повышение уровня знаний по экологии.

2. Провести несколько раундов настольной игры.

3. Определить уровень экологической грамотности участников до и после проведения игры.

4. Выявить эффективность настольной игры для повышения уровня экологической грамотности.

Оснащение и оборудование, использованное в работе

  • Карта мира
  • Фишки 6 шт.
  • Игральные кубики 6 шт.
  • Карточки экологических катастроф 19 шт.
  • Карты учёных 6 шт.
  • Съёмные поля материков 6 шт.
  • Песочные часы
  • Вопросы 100 карт
  • Бланк ответов на вопросы
  • Бланк ответов и разъяснения экологических катастроф
  • Жетоны навыков

Описание

В рамках практической части проекта проведён эксперимент с целью выявления уровня экологической грамотности, также использованы результаты Всероссийского экологического диктанта. По данным эксперимента, у респондентов наблюдается средний и низкий уровень экологической грамотности.

В целях повышения уровня экологической грамотности создана настольная игра для обучения людей возраста от 12 лет науке экологии. Игра представляет собой карту мира с открепляющимися материками, по которым проложены маршруты, состоящие из экологических вопросов и проблем.

Цель игры – предотвратить экологическую катастрофу, которая погубит всю планету. Поле игры представляет собой карту мира, на которой показано шесть материков (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Антарктида). На каждом материке есть определённый маршрут, по которому движется игрок и который состоит из 15 вопросов по экологии (на материке «Австралия» вопросов 14) и 3 экологических катастроф. Успешное прохождение маршрута игроками означает победу – спасение планеты от гибели из-за экологической катастрофы.

Карточки экологических катастроф представляют собой описание экологической проблемы и три вопроса, связанных с ней. Игрок, который попал на красную отметку экологической катастрофы, зачитывает вслух описание проблемы, вопросы и даёт ответы на них.

Результаты

1. Анкетирование и интервьюирование, проведённые до раунда игры, показали средний балл знаний всех участников – 5,6.

2. Средний балл второго теста, проведённого после одного раунда настольной игры, составляет 7,75.

3. Уровень экологической грамотности детей старшего школьного возраста и взрослых повысился в результате участия в игре.

4. После одного раунда настольной игры, который длится около часа, результаты у всех участников возросли на 38,4%.

5. Участникам было достаточно просто усваивать информацию, находясь в смоделированной ситуации.

6. Игра помогает мотивировать людей запоминать экологические термины и факты, так как вовлечённость каждого участника игры, стремление победить и помочь всей команде максимально важны.

Выводы

1. Экологическая грамотность является одной из базовых грамотностей современного человека, но по данным различных исследований её уровень достаточно низкий.

2. Необходимо принимать меры по развитию экологической грамотности и привитию интереса к изучению экологии с раннего возраста.

3. Использование игровых технологий, в том числе настольной игры с экологическим содержанием, является эффективным средством для повышения экологической грамотности.

Перспективы использования результатов работы

В дальнейшем планируется увеличить количество карточек с вопросами, провести тесты и раунды игры среди большего количества человек и повторить несколько раз раунды игры с уже выбранной группой людей, для того чтобы посмотреть статистику развития экологической грамотности и группы людей, периодически играющих в эту настольную игру.