Проекты*

Опыт выращивания зелени на установках аквапоники в школьной оранжерее

Работа призёра конкурса проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Агротехнологии. Селекция и семеноводство»

Направление работы: Агротехнологии
Авторы работы: МОУ СОШ № 29, г. Подольск
Предметы: Биология
Классы: 11 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» 2021 года

Актуальность

В оранжерее, которая находится на территории нашей школы, имеется ферма для выращивания рыбы и декоративные водоёмы с каскадами биологической очистки. По результатам экспериментов определили оптимальное место для расположения учебной установки и культуру выращивания.

Цель

Создать аквапонные установки в школьной оранжерее и сравнить результаты выращивания различных культур для выбора оптимальной технологии и места размещения.

Задачи

1.  Изучить литературу по вопросам организации аквапонных установок.

2.  Подобрать материал и изготовить платформы для выращивания растений.

3.  Подобрать или изготовить контейнеры для посадки рассады.

4.  Замочить семена трёх культур и посадить в контейнеры, используя различные наполнители.

5.  Провести наблюдение за ростом и развитием побегов.

6.  Регулярно измерять химические и физические параметры воды.

7.  На основании полученных результатов сделать выводы и определить оптимальное расположение учебной аквапонной установки в оранжерее.     

Оснащение и оборудование, использованное при создании работы

  • Аквапонная установка
  • Контейнеры с питательным грунтом
  • Поролон
  • Наполнитель для фильтров замкнутого водоснабжения

Описание

Эксперимент 1. Сначала были замочены семена листового салата, кориандра и базилика. После прорастания семян (через 7 дней), растения перенесли в стаканчики, зафиксировав их полосками поролона. На каждой платформе были размещены все три вида выбранных растений.

Один раз в неделю проводили измерения высоты побегов, оценку общего состояния зелени, контроль параметров воды. Растения развивались плохо и погибли.

Эксперимент 2. По аналогичной схеме был проведён второй эксперимент. В отличие от первого в качестве субстрата использовался ПВД-наполнитель для фильтров замкнутого водоснабжения.

Рассада была выращена в контейнере с питательным грунтом в мини-теплице и через три недели после посадки перенесена на аквапонные установки.

Результаты работы/выводы

  1. Провели два эксперимента по выращиванию, используя различные наполнители. В результате выяснили, что ПНД-загрузка для биофильтров даёт значительно лучший результат по сравнению с поролоном.
  2. Провели наблюдение за ростом и развитием побегов. На основании полученных данных построили графики роста.
  3. В качестве культуры для выращивания лучше остальных подходит листовой салат. Он даёт хороший урожай и может служить кормом для кроликов и перепелов.
  4. Лучшим местом для организации аквапонной установки в условиях оранжереи МОУ СОШ № 29 являются садки рыбной фермы.

Сотрудничество с вузом/учреждением при создании работы

ИПУ РАН им. В.А. Трапезникова, ЦНТ «Поиск»