Проекты*

Эффективность запоминания аффективно окрашенных слов в разных эмоциональных состояниях

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Общественно-научные предметы» среди работ учащихся 7−9 классов

Направление работы: Психология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1231
Предметы: Биология, Обществознание
Классы: 9 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Наука для жизни» 04−05 апреля 2019 года

Актуальность

Специалисты отмечают, что эмоции играют особую роль в контроле использования процессов рабочей памяти, контролируя тем самым работу когнитивных функций. Существуют противоречивые сведения о том, какие эмоции помогают или препятствуют эффективному обучению.

Цель работы: изучение связи эффективности запоминания аффективно окрашенных слов с эмоциональным состоянием индивида.

Задачи

1. Изучение теоретического материала по исследуемой теме.

2. Проведение эксперимента по определению эмоционального состояния, при котором наблюдается наибольшая частота сердечных сокращений.

3. Проведение эксперимента по определению эмоциональных состояний для запоминания наибольшего количества слов человеком.

Содержание работы

Была выдвинута гипотеза: когда аффективная окраска слов совпадает с эмоциональным состоянием человека, то эффективность запоминания возрастает. Для того чтобы проверить это утверждение, испытуемых вводили в разные эмоциональные состояния, прежде чем предложить им слова для запоминания с разной аффективной окраской. Для индукции различных эмоциональных состояний (страх, печаль, отвращение, радость) использовались соответствующие видеоизображения. Для определения эмоционального состояния использовали FaceReader (компьютерная программа для распознавания лицевых экспрессий), полиграф (для определения частоты сердечных сокращений испытуемого). Когда человек находился в состоянии радости, печали и страха, частота сердечных сокращений увеличивалась, а когда испытывал отвращение, − снижалась. Анализ лицевых экспрессий также показал, что удалось добиться соответствующей эмоции. После индукции эмоционального состояния участникам исследования давалась одна минута на запоминание слов, а через четыре минуты эти слова нужно было воспроизвести. Первая группа индивидов (8 человек) запоминала слова, соответствующие вызываемому у них эмоциональному состоянию (например, находясь в состоянии страха, испытуемые должны были воспроизводить слова: ужас, темнота, боль, боязнь, ночь). Второй группе индивидов предлагались для запоминания слова, не соответствующие вызванному у них эмоциональному состоянию. После этого проводили сравнение количества воспроизведённых слов в разных условиях.

Выводы

  1. Когда аффективная окраска слов не совпадает с эмоциональным состоянием человека, он запоминает меньше слов.
  2. Когда аффективная окраска слов совпадает с эмоциональным состоянием человека, он запоминает больше слов.
  3. В эмоциональном состоянии «кратковременного страха» человек запоминает наибольшее количество слов