Проекты*

Нарушения сна и степень тревожности у студентов-медиков, проживающих в общежитии или с родителями

Работа победителя конкурса проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Психология и когнитивные науки»

Направление работы: Неврология, Сомнология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1329
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» 2021 года

Актуальность

В настоящее время выявлена взаимосвязь между местом проживания студентов медицинских вузов и степенью их тревожности, а также частотой возникновения инсомнии. Инсомния и нестабильное эмоциональное состояние являются важными факторами, отрицательно влияющими на качество обучения, также они часто приводят к возникновению более серьезных расстройств, таких как депрессия. Данное исследование позволит обратить внимание на выявление инсомнии и тревожного состояния, а также провести их своевременную коррекцию.

Цель

Изучить влияние социального окружения в месте проживания (проживание с родителями/в общежитии) на качество сна, качество жизни и степень тревожности у студентов.

Задачи

  1. Изучить литературу по теме исследования.
  2. Выделить группы студентов в зависимости от места проживания.
  3. Определить наличие симптомов нарушений сна, а также уровень тревожности и оценку качества жизни при помощи опросников
  4. Сопоставить полученные результаты, выявить наличие/отсутствие достоверных отличий между группами.

Гипотеза

Сепарация от привычного социального окружения в месте проживания (родители) оказывает влияние на качество сна, качество жизни и степень тревожности студентов.

Описание

В исследовании приняли участие студенты 1–5 курсов университета им. Сеченова, проживающие с родителями либо в общежитии. На первом этапе студентам предложили пройти опросники Ч.Д. Спилбергера по выявлению личностной и ситуативной тревожности, Питтсбургский опросник качества сна, опросник ВОЗ по оценке качества сна. Затем студенты были разделены на группы в зависимости от места проживания. На втором этапе был проведен анализ полученной информации.

Для проверки выборки на нормальность распределения авторы использовали критерии Шапиро-Уилка.  В случаях, когда распределение было нормальным, для статистического анализа данных использовался параметрический t-тест (оценка ситуативной, личностной тревожности, количества сна, микросоциальной поддержки). В случаях, когда распределение не было нормальным, для статистического анализа данных использовался непараметрический критерий Манна – Уитни. В ходе статистической обработки мы получили следующие результаты.

Результаты работы/выводы

По итогам проведенной статистической обработки данных не было выявлено статистически значимых (p>0,05) различий в качестве сна, оценке качества жизни и степени тревожности между студентами, проживающими с родителями и в общежитии. Таким образом, фактор проживания отдельно от родителей не оказывает негативного влияния на качество сна, качество жизни и уровень тревожности студентов. Все студенты одинаково интегрированы в социальную среду и процесс обучения в вузе, а указанные выше параметры зависят от личных особенностей каждого студента. Требуется дальнейший анализ на больших выборках.

Сотрудничество с вузом/учреждением при создании работы

ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет).

Мнение автора

«Работа заслуживает внимания и требует дальнейших исследований. Может помочь многим студентам с выбором будущего жилья на время обучения».